Габариты мотоблока мтз
Сельхозпомощник Беларус 09Н: применение мотоблока
Мотоблок Беларус 09Н производится на входящем в холдинг МТЗ (Минский тракторный завод) Сморгонском агрегатном заводе (ОАО «САЗ»).
Это предприятие было построено в 1982 году для выпуска комплектующих деталей к тракторам МТЗ Беларус.
По мере развития на заводе освоили выпуск новой продукции и номенклатура выпускаемых изделий разнообразна:
- мини-трактора;
- садовые трактора;
- сельскохозяйственное прицепное и рудование (плуги, бороны, культиваторы, косилки, фрезы);
- мотокультиваторы;
- спецтехнику;
- мотоблоки;
- трактора серии 920;
- комплектующие и запасные части к спецтехнике, навесному и прицепному оборудованию, к тракторам, в том числе для моделей МТЗ 3022 и МТЗ 622;
- коммунальную технику на основе МТЗ;
- навесное и прицепноеоборудование для мотоблоков МТЗ (бороны, плужки, сеялки, культиваторы, картофелекопатели).
Назначение мотоблока
Производство мотоблоков на Сморгонском агрегатнном заводе освоено в 1992 году. Первая модель называлась Беларус 05.
Выпускаемые компанией сельхозпомощники, сразу завоевали покупателей за функциональность, надежность и стоимость.
Дальнейшим развитием этого направления стало разработка и выпуск мотоблока следующего поколения, который получил обозначение Беларус МТЗ 09Н.
МТЗ Беларус 09Н универсальное техническое средство для производства сельхозработ, который крайне необходим для маленьких фермерских хозяйств или частников обрабатывающих небольшие земельные участки (2-5 га).
На таких участках невозможно или дорого привлекать трактора, в том числе и их малогабаритные версии.
Конструкция мотоблока, в том числе модификация Беларус 09Н 02 характеризуется одной колесной оси, на которой крепится двигатель обеспечивающий агрегат необходимой энергией.
Комплектуется сменным навесным оборудования позволяющего выполнять разнообразные работы. Выпускаемая модификация под обозначением МТЗ 09Н с двигателем Хонда способна выполнять следующие сельзозработы:
- обработка почвы;
- вспашка с помощью специально выпускаемого плуга;
- культивирование,
- боронование,
- окучивание,
- посадка сельхозкультур (особенно эффективна посадка картофеля с применением специальной картофелесажалки);
- уборка сельхозкультур, в том числе картофеля с использованием картофелекопалки.
Используя многообразное прицепное и навесное оборудование выполняют:
- косят траву;
- роют канавы;
- подстригают газоны;
- подметают территорию;
- убирают снег;
- перевозят грузы;
- перекачивают воду.
Технические характеристики
Мотоблок Беларус 09Н с двигателем Honda обладает следующими параметрами, приведенными в Таблице:
Наименование характеристики | Величина |
Масса | 176 кг |
Тяговое усилие | 1,00 (100) кН (кгс) |
Количество передач: | |
вперед | 4 шт |
назад | 2 шт |
Скорость (мин., макс.) | |
вперед | 2,60 – 11,40 км/ч |
назад | 3,0 – 5,35 км/ч |
Размеры | |
1,78 м | |
0,85 м | |
1,07 м | |
Мощность | 9,00 л. с. |
Масса прицепа | 0,65 т |
Просвет | 0,30 м |
Частота вращения коленвала | 3600 об/мин |
Топливо | А92 |
Расход топлива | 319 г/квт.ч |
Заправочные емкости | |
Бак топливный | 6,0 л |
Масло (картер ДВС) | 1,10 л |
Масло (ванна трансмиссии) | 3,50 л |
Достоинства и недостатки Беларусь 09Н
В отзывах владельцы небольших белорусских сельхозпомошников в качестве достоинств выделяют —надежность.
В первую очередь такая надежность связана с своевременным, полным выполнением технического обслуживания силового агрегата.
Для двигателя мотоблока выполняют смену моторного масла каждые 250 часов работы. Аналогичную работу по замене масла в трансмиссии мотоблока МТЗ 09Н выполняют через 100 часов работы.
Для этих операций используют только рекомендованные производителем масла. Среди остальных достоинств выделяются:
- компактность;
- маневренность;
- универсальность;
- ремонтопригодность;
- простота в обслуживании;
- цена;
- обреченный запуск;
- низкий уровень шума;
- удобность транспортировки.
Кроме положительных отзывов также находят и недостатки при эксплуатации:
- длительная установка оборудования особенно специализированной для мотоблока Беларус 09Н картофелекопалки;
- периодическое возникновение трудностей при переключении передач;
- проблемы, возникающие при отключении блокировки дифференциала.
При этом большинство владельцев однозначно заявляют, что преимущества агрегата превосходят недостатки.
Приобретение сельхозпомощника Беларус 09Н
Подбирать и приобретать сельскохозяйственную технику лучше в специализированных салонах официальных дилеров компаний-производителей. Это обусловлено следующими положительными моментами:
- Покупка с минимальной торговой наценкой.
- Приобретение в кредит или рассрочку.
- Получение гарантийного и постгарантийного обслуживания.
- Возможность выбора и одновременного приобретения необходимого прицепного и навесного оборудования
- Приобретение рекомендованных производителем технологических масел и эксплуатационных расходных материалов.
Салоны предлагают доукомплектовать приобретаемый агрегат двумя балластными грузами и двумя запасными колесами.
Стоимость нового мотоблока в минимальной комплектации начинается от 80 тыс. рублей. На рынке подержанной сельскохозяйственной техники цена от 45 тыс. рублей за рабочую версию.
Габариты мотоблока мтз
Мотоблок МТЗ-05 — характеристики, инструкции
Беларус МТЗ-05 — первый мотоблок, выпускавшийся с 1978 года на Минском тракторном заводе.
Во второй половине 70-х предприятие занялось развитием нового направления – производством мини-техники. Первыми моделями таких «тракторов» были мотоблоки МТЗ-05, МТЗ-06, а также МТЗ-12 (цифра в индексе модели свидетельствовала о мощности установленного двигателя – так, к примеру, МТЗ-12 обладал 12-сильным агрегатом).
Мотоблок Беларус-05 предназначен для выполнения пахоты легких почв, боронования, культивации, междурядной обработки картофеля и свеклы, кошения трав в садах и огородах, на пришкольных и приусадебных участках, а также для транспортирования грузов, стационарных работ с приводом от вала отбора мощности.
Серийное производство мотоблока МТЗ-05 было начато в 1990 году
Официальный сайт производителя мотоблоков МТЗ — www.belarus-tractor.com (ОАО «Минский тракторный завод»)
Двигатель: на мотоблоках МТЗ-05 устанавливались только одноцилиндровые четырёхтактные бензиновые двигатели УД-15 с воздушным охлаждением. Рабочий объём двигателя — 245 см 3 . Номинальная мощность 3,7 кВт (5 л.с.)
Трансмиссия: МТЗ-05 комплектовались механической, ступенчатой коробкой передач.
Муфта сцепления — фрикционная, многодисковая, работающая в масле. Мотоблок оборудован межколёсной блокировкой дифференциала.Вал отбора мощности. Мотоблок имеет зависимый ВОМ для работы с активными орудиями. Номинальная частота вращения маховика 1000 об/мин.
Тезнические характеристики мотоблока МТЗ-05
Наименование | Единица измерения | |
Значение | ||
Тип мотоблока | Колесный,одноосный класса 1кН(0,1тс) | |
Наименование | Мотоблок «Беларусь» | |
Марка | МТЗ-05 | |
Расчетные скорости движения ( с шинами 5,9х13) на: 1 передаче 2 передаче 3 передаче 4 передаче | м/с (км/ч) | |
Задний ход на: 1 передаче 2 передаче | м/с (км/ч) | 0.70(2.50) 1.23(4.46) |
Габариты: длина ширина высота | мм | 1800 850 1070 |
Колея мотоблока | мм | Регулируемая (450,600,700) |
Дорожный просвет | мм | 300 |
Наименьший радиус поворота при колее 450мм | м | 1 |
Масса мотоблока (конструктивная) | кг | 135 |
Наибольшая масса орудий, навешиваемых на мотоблок | кг | 30 |
Наибольшая масса буксируемого полуприцепа с грузом ( по покрытым дорогам среднего качества) | кг | 650 |
Угол подъема (спуска) мотоблока на сухом задерненном грунте с груженым полуприцепом | рад(град) | 0.175(10) |
Глубина преодолеваемого брода | м | 0.3 |
Пределы температур при которых может эксплуатироваться мотоблок | К(°С) | 263-303(-10-+30) |
Двигатель | ||
Тип двигателя | Четырехтактный, карбюраторный воздушного охлаждения | |
Марка | УД-15 | |
Мощность эксплуатационная | кВт (л.с.) | 3.7 (5) при 3000 об/мин |
Силовая передача | ||
Муфта сцепления | Фрикционная, многодисковая, постоянно замкнутая, работающая в масле, с ручным управлением | |
Коробка передач | Механическая, ступенчатая с постоянным зацеплением шестерен | |
Число передач: вперед назад | 4 2 | |
Главная передача | Пара конических шестерен со спиральными зубьями | |
Дифференциал | Шестеренчатый, конический с 2 сателлитами с принудительной блокировкой | |
Конечные передачи | Одноступенчатые с цилиндрическими прямозубыми шестернями | |
Остов,ходовая система, рулевое управление | ||
Остов | Безрамный, состоит из корпусов силовой передачи | |
Ходовая система | Колеса на пневматических шинах | |
Размер шин | мм (дюйм) | 150х330(5.9х13) |
Давление воздуха в шинах мотоблока | МПа(кгс/см 2) | 0.08-0.12 (0.8-1.2) |
Рулевое управление | Штанговое, регулируемое по высоте с возможностью переналадки на реверсивное и положение влево или вправо на угол 15° | |
Вал отбора мощности | ||
Привод | Зависимый | |
Частота вращения хвостовика ВОМ при частоте вращения каленчатого вала двигателя 314 рад/с (3000 об/мин) | рад/с (об/мин) | 104.6 (1000) |
Прицепное устройство | ||
Тип | Шарнирная скоба, сцепка трубчатой формы | |
Высота присоединительных мест: до шарнирной скобы до оси ВОМ и сцепки | мм | 415 370 |
Дополнительные грузы | ||
Масса комплектов грузов | кг | 34 |
Масса одного груза | кг | 17 |
Для более подробного ознакомления с характеристиками и особенностями модели вы можете скачать инструкцию по эксплуатации мотоблока МТЗ-05
Если необходима подробная информация о двигателе, вы можете скачать инструкцию по эксплуатации УД-15
Мотоблок МТЗ 05: технические характеристики
Классическая модель малой сельхозтехники
Мотоблоки «МТЗ-05» на минском тракторном заводе начали серийно выпускать ещё в 1978 году, когда ещё и слова-то такого в общем лексиконе не было. Термин «мотоблок» вошёл в обиход советских граждан только в начале восьмидесятых годов ХХ века. До этого подобная техника в Европе называлась «фреза для почвы», а в Советском Союзе – «пешеходный трактор». Конструкторскому бюро минского тракторного завода удалось создать очень удачную мини-сельхозмашину, в плане её универсальности и многофункциональности. Поэтому и современные мотоблоки «Беларус МТЗ-09Н», двигатели на которых совершенно другие, скомпонованы по такому же принципу.
Об истории мотоблока «МТЗ-05»
В 1978 году на минском тракторном заводе были запущены в серию пять новинок из разряда малой сельхозтехники: четырёхколёсный 12-сильный мини-трактор «МТЗ-082» и двухколёсные мотоблоки мощностью в 5, 6, 8 и 12 л.с. Самым массовым из них стал «МТЗ-05». Данная модель мотоблока «прописалась» на сборочном конвейере вплоть до 1992 года, когда ей на смену пришла обладающая более мощным и при этом более экономичным двигателем модель «МТЗ-09Н».
Наряду с Минском, мотоблоки данной марки в конце 80-х —начале 90-х годов выпускались также и на Сморгонском агрегатном заводе (г.Сморгонь Гродненской области). За годы производства было сделано десятки тысяч мотоблоков «МТЗ-05», которые нашли своих покупателей не только в Советском Союзе, но и многих других странах (в основном, бывшего социалистического лагеря).
Назначение мотоблока «МТЗ-05» в хозяйстве и его отличительные особенности
Изначально мотоблок «МТЗ-05» предназначался для обработки почвы на тех небольших участках, где затруднительно или невозможно использовать трактора. А именно, на приусадебных участках и придомовых территориях, в теплицах и пришкольных опытных хозяйствах, в парках, в садах и на огородах. Он легко справляется с такими задачами, как вспашка почв небольшой плотности, боронование, культивация, междурядная обработка различных овощных культур (окучивание, рыхление, прополка). Кроме того, для выкапывания корнеплодов, для кошения травы, транспортировки грузов весом до пятисот килограммов, и для стационарных работ с валом отбора мощности.
Мотоблок «МТЗ-05» с плугом.
Со всеми этими задачами сельхозмашина достойно справляется. Благодаря особенностям своей конструкции, мотоблок может применяться на самых разных полях, со всевозможными сельскохозяйственными культурами. Его сильная сторона в том, что ширина колеи мотоблока может изменяться (варианты: 425, 600 и 700 мм), в соответствии с шириной рядков на каждом конкретном поле или огороде. Это возможно благодаря оригинальной конструкции: у «МТЗ-05» отсутствует рама, его корпус собирается из нескольких составных частей трансмиссии. В результате, на мотоблоке можно обрабатывать разнообразные сельскохозяйственные культуры, не нанося вреда этим растениям.
Двухколёсное шасси оснащено реверсивной рулевой штангой, которая способна поворачиваться в самых широких пределах. Таким образом, что оператор мотоблока при работе может идти не обязательно вслед за ним, а около него, например, сбоку. Разумеется, это намного облегчает труд. Так же, как и простая, удобная в использовании откидная подставка (подножка) спереди под двигателем. Другая отличительная особенность мотоблока «МТЗ-05» – его более тяжёлая, по сравнению с современными мотоблоками, общая масса: 135 килограммов без учёта навесного оборудования. Массивный мотоблок работает более стабильно, не зарываясь периодически в землю.
Устройство и принцип работы мотоблока «МТЗ-05»
Основные узлы, из которых устроен классический минский мотоблок, следующие: двигатель; ходовая часть; трансмиссия и органы управления; система агрегатирования с прицепным оборудованием. Двигатель закреплён в связке с корпусом муфты сцепления. Непосредственно за мотором располагается механизм силовой передачи, который включает муфту сцепления; коробка передач, главная передача, шестерёнчатый дифференциал с принудительной блокировкой, конечные передачи и ВОМ – вал отбора мощности.
Колеса устанавливаются на фланцах конечных передач и снабжаются пневматическими шинами низкого давления (размер шин 5,90-13С, или 6L-12 по новой классификации). Колея мотоблока является переменной и изменяется вместе с перестановкой колёс. Пятилитровый топливный бак расположен впереди сверху, около крепления к корпусу рулевой колонки.
Принцип работы мотоблока «МТЗ-05» состоит в следующем: двигатель передаёт энергию вращения через трансмиссию и сцепление на распределительный вал, который приводит в действие насадки навесного оборудования (плуги-фрезы, окучники, картофелекопалки, бороны, разрыхлители, косилки и т.п.)
Двигатель мотоблока «МТЗ-05»
Мотоблок «МТЗ-05» оснащался одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем «УД-15» рабочим объёмом в 245 кубических сантиметров и мощностью в 5 лошадиных сил (3,7 кВт). «УД» расшифровывается как «Ульяновский двигатель». «УД-15» – карбюраторный мотор воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов. Частота вращения – 3000 оборотов в минуту.
Он в советские времена выпускался ульяновским моторным заводом, начиная с 1967 года. Данный силовой агрегат имеет простую конструкцию; его отличительные черты – неприхотливость и хорошая ремонтопригодность. «УД-15» полностью адаптирован для долговременной непрерывной работы без потери мощности в тяжёлых условиях (экстремально низкие или высокие температуры, длительная работа под нагрузкой и т.п.)
Технические характеристики мотоблока «МТЗ-05»
- Тяговый класс – 0,1;
- Габаритные размеры (в миллиметрах): 1800х850х1070;
- Вес – 135 кг;
- Дорожный просвет – 300 мм;
- Скорость: рабочая – 2,15 км/ч; транспортировочная – 10 км/ч.
- Ёмкость топливного бака – 5л; средний расход бензина – 0,35 л. в час.
Мотоблок «МТЗ-05» оснащён системой многодискового сцепления. Муфта сцепления – фрикционная; смазка всех механизмов выполняется посредством масляной ванны. Управление сцеплением и трансмиссией осуществляется вручную. Коробка передач механическая, ступенчатая, «шестискоростная» (4 передние и 2 задние передачи). Шестерни этой коробки постоянно находятся в зацеплении. Мотоблок снабжён дифференциалом с межколёсной блокировкой.
Вал отбора мощности – зависимый, для работы со специальными активными орудиями. Номинальная частота вращения маховика составляет одну тысячу оборотов в минуту.
Навесное оборудование в стандартном «арсенале» мотоблока «МТЗ-05»
- Однокорпусный плуг ПЛ/1;
- Окучник КО/2;
- Косилка навесная КН/1;
- Культиватор лапчатый КР/70;
- Полутонный полуприцеп ПХ/0,5;
- Борона БН/50.
Всё это навесное оборудование сочленяется с сельхозмашиной посредством узла навески и помогает значительно расширить возможности «МТЗ-05». В зависимости от тех задач, которые ему предстоит решать. Данный мотоблок – универсальный труженик, но все дополнительные приспособления к нему нужно приобретать отдельно.
Мотоблок «МТЗ-05»: отзывы владельцев
Мотоблок «МТЗ-05» – это, в прямом смысле слова, «классика жанра», модель, которая на протяжении десятилетий занимала лидирующие позиции на отечественном рынке мини-сельхозтехники. Разумеется, в XXI веке он встречается на полях и приусадебных участках гораздо реже. Поскольку выпущенные в прошлые годы экземпляры вырабатывают свой ресурс и выбывают. А им на смену пришло как новое поколение белорусских мотоблоков – «Беларус МТЗ-09Н», так и большое количество более дешёвой аналогичной китайской техники.
Мотоблок «МТЗ-05» с прицепом.
Тем не менее, во многих сельскохозяйственных регионах Росии и бывших республик Союза мотоблоки «МТЗ-05» продолжают исправно трудиться. Ведь с ликвидацией колхозов и совхозов значение мини-сельхозтехники на селе и её применение значительно выросло.
Владельцы мотоблоков «МТЗ-05», в абсолютном большинстве своём отзываются о данной сельхозмашине только положительно. По их словам, мотоблок на все сто процентов справляется со всеми задачами; работает стабильно и безотказно, как автомат Калашникова. Хлопот своему хозяину практически не доставляет: техническое обслуживание минимальное («раз в год выкрутил свечу, очистил её от нагара», и т.п.), конструкция простая, ремонтопригодность отличная. Нужно лишь непродолжительное время, чтобы «приноровиться» к данной технике и освоить навыки работы с ней. Хотя для этого приспособления, конечно, нужно быть физически здоровым и довольно крепким человеком.
Многие сельские умельцы «приноровились» до такой степени, что усовершенствовали конструкцию мотоблока по-своему: прицепив к нему сиденье от трактора на мотоциклетных колёсах. И превратив тем самым «пешеходный» трактор в «комфортно-сидячий». (Как вариант: автомобильное кресло на автоколёсах).
Мотоблок «МТЗ-05»: самодельная «модификация комфорт».
Мотоблок «МТЗ-05»: цены на вторичном рынке
В интернете можно найти большое количество объявлений о продаже бывших в употреблении мотоблоков «МТЗ-05». Цена на данные сельхозмашины конца 80-х/начала 90-х годов выпуска колеблется от 25000 до 50000 рублей. Для сравнения: новый минский мотоблок «Беларус МТЗ-09Н» стоит от 78000 рублей и выше. Однако, б/у-шные сельхозмашины их владельцы, как правило, продают вместе с необходимым набором дополнительного оборудования, а иногда ещё и запчастей в придачу. А к новому их необходимо будет приобрести за отдельную плату.
В целом, мотоблок «МТЗ-05» вошёл в славную историю минского тракторного завода и отечественного сельского хозяйства как один из образцов чрезвычайно надёжной, неприхотливой, простой в эксплуатации и обслуживании техники.
Мотоблоки МТЗ Беларус
Бензиновый мотоблок МТЗ Беларус – это мощный универсальный МБ, предназначенный для обработки (в том числе междурядной) почвы (вспахивание, рыхление, прополка и пр.), сбора урожая корнеплодов, покоса травы, уборки снега, перевозки грузов и в качестве привода к стационарным агрегатам от ВОМ. Здесь мы рассмотрим модельный ряд машины с техническими характеристиками, приведем цены и отзывы владельцев и рассмотрим историю, описание и особенности этих минитракторов.
Активные разработки малой техники сельскохозяйственного назначения в Советском Союзе начались с середины 70-х годов. Перед конструкторами машиностроительных предприятий была поставлена задача создать надежную механизированную замену ручному труду и тягловой лошадиной силе для работы на личных деревенских подворьях. Одним из результатов стал советский тяжелый мотоблок МТЗ Беларус.
За основу была принята модель одноосного минитрактора со сменным навесным оборудованием и запасом мощности для обработки мягких, средних и даже тяжелых (целенных) почв. В качестве основных функций были предусмотрены:
- вспашка и боронование небольших земельных наделов;
- окучивание картофельных и других корнеплодных культур;
- заготовка сена для домашних животных;
- перевоза различных грузов.
С развитием сельских огородных и полевых хозяйств в 80-90-е годы на передовые позиции в производстве востребованных на селе агрегатов вышел Минский тракторный завод, разработавший целую серию качественной малой сельхозтехники.
История мотоблоков МТЗ Беларус
Первые модели мотоблоков позиционировались как облегченные универсальные полевые машины, способные выполнять основные работы на земельных участках 1-10 га. Первые МТЗ Беларусь начали производится в СССР в 1978 г. Минским тракторным заводом. Для добавления транспортных функций была разработана прицепная тележка. Основное производство малой сельхозтехники было организовано на филиале головного предприятия – Сморгонском агрегатном заводе (САЗ), открытом летом 1986 года в Белоруссии.
Главной особенностью мотоблоков МТЗ Беларус стало агрегирование с основными полевыми орудиями и более сложным оборудованием путем сцепки или передачи движущей силы через вынесенный вал отбора мощности.
Классификация моделей определяется по мощности силовой установки в лошадиных силах и включает мотоблоки серий 05, 06, 08Н, 09Н, 12 и менее популярные 07БС и 10 на двигателях B&S и Mitsubishi. Самые распространенные модели получили популярность благодаря добросовестному исполнению заложенных функциональных параметров:
- легкость в использовании и сервисе;
- небольшие для своих возможностей габариты и хорошая управляемость в работе;
- нетребовательность к топливным и трансмиссионным материалам;
- доступность запчастей и расходников;
- отличная ремонтопригодность.
Старые советские мотоблоки МТЗ назывались «Беларусь», более современные стали «Беларус»
Изначально мотоблоки носили название «Беларусь» (МТЗ-05 и МТЗ-06/12), но усовершенствованные модели 90-х годов уже с зарубежными двигателями стали называться «Беларус».
Модельный ряд
Первый мотоблок МТЗ-05 весом 135 кг выпускался с 78-го по 92-й годы и стал основой для дальнейших разработок малой сельхозтехники. Модель предназначалась для обработки небольших земельных участков: огороды, садовые и приусадебные агроучастки и прочие индивидуальные и муниципальные земли. Аппарат оснащался отечественным одноцилиндровым бензиновым мотором УД-15.
МТЗ-06 – один из самых распространенных мотоблоков, использующихся в личных подсобных хозяйствах и небольших фермерских подворьях. Благодаря принятым усовершенствованиям агрегат нашел широкое применение во всех климатических зонах сельского хозяйства. Новая закрытая дисковая трансмиссия и наличие дифференциалов на автономных колесах позволяют удобно проводить предпосевную обработку почв и другие сезонные полевые работы.
В 1992-ом в производство поступили модели МТЗ «08Н» и «09Н», схожих по производственным параметрам и отличающихся только мощностью двигателя. Они представляют собой тяжелое направление малой спецтехники с расширенными функциональными возможностями:
- сельскохозяйственное назначение – вспашка, боронование, окучивание, сенокошение;
- коммунальное использование – уборка снега, окультуривание газонов, подметание дорожек;
- транспортные функции – перемещение грузов, тралевание бревен.
Благодаря широкой линейке дополнительного оборудования и возможности перемещения вала отбора мощности во фронтальное положение модель МТЗ Беларус 09Н стала одним из самых популярных тяжелых мотоблоков на постсоветском рынке малой сельхозтехники.
Самая мощная модификация МТЗ-12 предназначена для работы на тяжелых и целинных почвах. Большая масса одноосной машины не позволяет данной модели достойно конкурировать с современными двухосными минитракторами, более удобными в эксплуатации.
Технические характеристики и устройство
Безрамное исполнение с применением в качестве несущей конструкции чугунного корпуса трансмиссии стало передовым шагом при разработке мотоблоков МТЗ Беларус. Серьезным конкурентным преимуществом является применение закрытой системы сцепления, выгодно отличающейся от своих ременных аналогов.
Линейка двигателей
Мотор УД-15, стоящий на мотоблоке модели 05, представляет собой бензиновый карбюраторный 4-х тактный агрегат с одним цилиндром и воздушным охлаждением. Основными достоинствами является простота конструкции и доступность запасных частей. Номинальной мощности в 5 л.с. достаточно для выполнения полевых работ на приусадебных участках и небольших огородах.
МТЗ-06 изначально комплектовался отечественным двигателем СК-6 с рычажным или шкивным пусковым механизмом. Усовершенствованием силовой установки стало применение китайского мотора WEIMA 177F с рабочим объемом 0,277 литра и автоматической системой выключения при пониженном содержании масла. Более удобная конструкция запуска и современная система газораспределения сделали данное исполнение преимущественным в производстве средних мотоблоков Беларус.
Самый популярный аппарат МТЗ-09 оснащается двигателем Honda GX270 (Япония) многоцелевого назначения с низким уровнем шума и вибрации. Профессиональная серия моторов GX широко используется в строительном и сельскохозяйственном машиностроении, а также при изготовлении энергетического и промышленного оборудования.
Кроме японского агрегата модель 09 комплектовалась сходными по характеристикам двигателями Lifan LF177 и Kipor KG280 (оба Китай), белорусским мотором ДК-7, имеющим меньшую стоимость, и не получившим широкого использования Motor Jikov GH 1509 (Чехия).
Специфика использования мотоблока МТЗ-12 обозначила применение мощного для своего класса 12-ти сильного двухцилиндрового агрегата СК-12, изготовления Петропавловского завода малолитражных двигателей. Карбюраторное исполнение с принудительным воздушным охлаждением обеспечивает неприхотливость в эксплуатации и высокую ремонтопригодность.
Трансмиссия
Представляет собой сложный функциональный механизм для передачи крутящего момента от силовой установки к шасси или валу отбора мощности.
Конструкция тягового редуктора мотоблока типа МТЗ обеспечивает несколько скоростей переднего и заднего хода. Дифференциал колес и основные шестеренчатые передачи находятся в одном корпусе, работают в масляной ванне, сохраняя высокую работоспособность при длительных рабочих нагрузках.
Многодисковая муфта сцепления с механическим управлением с ручки на рулевой тяге обладает хорошим запасом прочности благодаря замкнутому маслонаполненному контуру. Устройство отбора мощности представляет собой шлицевый вал, служащий для привода дополнительного сельскохозяйственного и иного оборудования.
Комплектация
В стандартную комплектацию входят:
- мотоблок МТЗ Беларус,
- колеса с пневмоническими шинами,
- утяжелители на колеса,
- ключи и расходные материалы,
- паспорт (инструкция по эксплуатации).
В зависимости от модели в комплекте мотоблока могут быть:
Инструкция по эксплуатации мотоблока МТЗ
На нашем сайте можно скачать руководства по использованию:
- Инструкция пользователя на модель 5 с каталогом з/ч
- Инструкция по эксплуатации моделей 06 и 12
- Руководство для моделей 09Н и 08Н
- Мануал для модификаций 09, 08 и 07 с запчастями
- Инструкция для культиватора 06МКР
Основные достоинства и недостатки серии
Мотоблоки МТЗ Беларус получили широкое распространение и популярность у пользователей благодаря серьезным конкурентным преимуществам:
- большой срок эксплуатации – за счет деталей, специально произведенных для длительного пользования;
- хорошая экономичность – благодаря применению современных систем зажигания, газораспределения и оптимальной настройке клапанов;
- низкий уровень вибрации и шума – из-за улучшенной конструкции поршневой группы, сбалансированной коробки передач и совершенной конструкции впуска воздуха;
- удобная управляемость – ввиду смещения вперед двигателя и общего центра тяжести мотоблока и применения пневматических колес;
- широкая функциональность – наличие сцепки и вынесенного вала отбора мощности обеспечивает огромный перечень выполняемых работ.
Большой выбор дополнительного оборудования и развитая сервисная сеть делают использование мотоблоков Минского тракторного завода доступным для многих тысяч земледельцев. Среди недостатков отмечается высокая потребительская стоимость навесных агрегатов и проблемы с переключением скоростей.
Цены на мотоблоки МТЗ Беларус
Купить МБ Беларус от производителя нельзя – продажа продукции МТЗ осуществляется через дилеров, каталог которых можно найти на официальном сайте, и розничные и интернет-магазины, которые производят поставку мотоблоков напрямую с завода. Стоимость новых агрегатов в магазинах на самые популярные модели:
- 06 МКР – от 65 до 75 тыс. руб.,
- 09Н (двигатель Хонда) – от 70 до 86 тыс. руб.,
- 09 (мотор Вейма) – от 65 до 75 тыс. руб.,
- 09 на 13 л.с. – от 76 до 87 тыс. руб.
Старые машины моделей 05, 06 и 08 в магазинах найти практически невозможно, наряду с другими марками их можно купить только в состоянии б/у с рук, цена бу-шных мотоблоков МТЗ составляет:
- 05 – от 30 до 47 тыс. руб. – самый продаваемый МБ в состоянии «бу»,
- 06 – в районе 60 тыс. руб. с навеской,
- 08 (двигатель Бриггс Страттон) – от 45 до 55 тыс. руб.,
- 12 – от 40 до 50 тыс. руб.
Фото-подборка
Отзывы владельцев мотоблоков МТЗ Беларус
Купил год назад мотоблок МТЗ 09 серии белорусского производства с двигателем Хонда на 9 лошадей. Мотор заводится без труда хоть в жару, хоть в холод. Мало поменял единожды после обкатки. Отличная мощность, вес, неприхотливый. Есть небольшая критика в сторону коробки – туго переключать скорости, иногда с треском. Но это мелочи на фоне его работоспособности и неоценимой помощи по работам в деревне.
У меня во владении мотоблок МТЗ-09Н с хондовским движком на 9 л.с. уже около года. Несмотря на снижающуюся популярность, считаю его одним из самых надежных. Плюсов очень много: большая мощность, не особо требовательный, большая масса для хорошего сцепления с почвой, большой выбор смазок, долговечное сцепление, блокировка руля. Для вспашки целины купил тяжелые грунтозацепы – довольно легко пахать даже сложные земли.
Из минусов мотоблока – разве что запчасти для двигателя нужны фирменные, найти аналоги довольно сложно. И с навеской пришлось покопаться.
Есть у меня старый Беларус 09Н марки МТЗ, купленный отцом еще в начале 1990-ых (ему точно больше 20 лет) тогда еще с двигателем УД-15 (со временем поменяли на Honda, т.к. кривые руки поломали уд-шку). Еще тогда я издевался над мотоблоком как мог – удивительно, что он до сих пор еще рабочий! За это время даже коробка передач не была в ремонте. Думаю, агрегат еще послужит сыну и даже внуку. Хотите долговечности, качества и надежности – берите МТЗ Беларус.