Как сделать снегоротор на трактор своими руками
Навесное оборудование для уборки снега для трактора
В современном мире трактора используются далеко за пределами аграрного сектора. Они активно применяются в лесозаготовительной отрасли, строительстве, прокладке дорог. Не менее важная задача для тракторов – уборка снега, особенно, если дело касается северных регионов. В таком случае следует использовать отвал на трактор – простое по своей конструкции приспособление, которое поможет быстро очистить от снега даже самые большие по площади территории.
Преимущества изготовления самодельного отвала
Изготовление самодельной конструкции для уборки снега дает владельцу трактора ряд преимуществ.
К ним относится:
- в случае с самостоятельным выбором деталей и материалов самодельный отвал для трактора получиться гораздо проще в обслуживании и ремонте. При необходимости, его можно будет модернизировать для более качественной расчистки территории;
- при изготовлении отвала своими руками есть возможность самостоятельно выбрать оптимальные размеры для будущего оборудования;
- правильно собранный отвал можно использовать на любых моделях сельхозмашин – для этого подойдет трактор Т-30, Т-15, трактора МТЗ и другие отечественные и импортные агрегаты;
- отвал на трактор своими руками – это самый бюджетный способ, который позволяет получить качественную конструкцию по минимальной себестоимости.
Еще одно важное достоинство – изготовление самодельного отвала не требует больших затрат времени и сил. Желающему собрать отвал не понадобиться перетаскивать тяжелые детали. Главное – уметь работать со сварочным аппаратом, болгаркой и дрелью.
Подготовка к сборке конструкции
Прежде, чем начать изготовление отвала для дачи, следует тщательно подготовиться к предстоящей работе.
Для этого потребуется подготовить набор оборудования и материалов, который включает в себя:
- инструменты для измерения размеров;
- аппарат для сварки;
- ручную электрическую дрель и набор сверл;
- болты для крепления;
- металлические трубы или балки, диаметром не более 7 см;
- амортизаторы;
- гаечные ключи;
- цилиндры от гидравлической системы;
- ножницы для резки металла;
- болгарку;
- лист стали, толщиной 7 мм и более;
- полоску из плотной резины.
Основным из перечня материалом является металл из стали. Он необходим для изготовления рамы оборудования и самого отвала. Размеры конструкции следует рассчитывать, исходя из мощности и возможностей трактора для уборки снега. Если трактор снегоуборочный обладает небольшими габаритами и слабой мощностью, то, соответственно, толкать крупный отвал с тяжелым слипшимся снегом он попросту не сможет.
Изготовление полурамы выполняется с применением двух достаточно толстых стальных балок, одного гидравлического цилиндра и шести шарнирных соединительных механизмов. Для сборки этого элемента также понадобятся 2 куска стальной трубы подходящего размера и с диаметром не менее 10 см, а также 4 дополнительных шарнирных механизма.
В случае если планируется сборка поворотного отвала для трактора, то стальные трубы потребуется заменить двумя гидравлическими цилиндрами. Это позволит более точно управлять орудием и существенно расширить его функционал.
Как сделать отвал для трактора своими руками – алгоритм в деталях
Чтобы оборудовать трактор для уборки снега самодельным отвалом, следует придерживаться определенного порядка действий. Для начала нужно разрезать металлический лист, толщиной не менее 8 мм, по направлению вдоль, ближе к краю. Таким образом, от листа нужно отрезать примерно третью часть – это даст возможность согнуть самодельный отвал до требуемой формы.
Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:
- В первую очередь необходимо сделать 2 опоры, которые следует скрепить посредством стальной поперечины. Готовая конструкция должна крепится к лонжеронам трактора при помощи болтов. Помимо этого, к опорам следует надежно приварить металлические пластины, предварительно оборудованные ребрами жесткости и шарнирным соединением, расположенным в нижних частях этих пластин;
- В месте соединения шарниров нужно приварить треугольник, который будет фиксироваться в нижней части опорной рамы трактора – это сделает снегоочиститель более устойчивым. К передней части соединительной поперечной балки следует приварить шарнир, который, в дальнейшем, будет соединяться с цилиндром гидравлики;
- Далее из двух балок потребуется сварить треугольную полураму, а к ее вершине прикрепить гидравлический цилиндр от тракторного отвала. Снаружи в средней части каждой из балок потребуется установить по шарнирному механизму;
- Самодельная лопата на трактор крепится к полураме посредством двух шарниров. При этом первый шарнир нужно установить на уровне фиксации гидроцилиндра, а второй – на специально подготовленной опоре, зафиксированной на 20 см выше;
- После этого необходимо установить и надежно закрепить гидроцилиндры. Лучше всего установить их в положении параллельно к подрамнику – таким образом, основная нагрузка придется именно на нижнюю часть самодельного отвала. Само орудие разделено на 2 части с центральной частью на шарнирах, зафиксированных на полураме. На каждой из частей отвала для трактора, примерно на 1/3 от центра, следует установить крепление для монтажа гидравлических цилиндров.
Благодаря изготовленному своими руками отвалу, чистка снега трактором будет отнимать гораздо меньше времени и физических усилий. Готовая конструкция сможет справиться не только со свежевыпавшим снегом, но и с сугробами тяжелого слежавшегося снега.
Как самому сделать роторный снегоуборщик для трактора?
Чтобы быстрее сделать эффективный шнекороторный снегоуборщик для трактора, следует основательно подготовиться к работе.
С инструментов потребуются:
- набор ключей;
- комплект гаек и болтов;
- болгарка и электрическая дрель;
- все имеющиеся в гараже отвертки;
- пассатижи и тиски;
- напильник и молоток;
- сварочный аппарат;
- металлические цепи разной толщины.
С материалов для изготовления снегоуборщика на трактор обязательно понадобиться профильная стальная труба с сечением 20×40 мм. Остов снегоуборщика лучше всего собирать из профильных уголков, имеющих те же параметры.
При изготовлении снегоуборщика для трактора потребуется немного поработать на токарном станке. Это необходимо для подгонки имеющихся в наличии деталей под размеры, требуемые общей конструкцией.
Все действия при изготовлении снегоуборщика на трактор должны выполняться в таком порядке:
- В первую очередь потребуется сделать шнек. Его основой служит стальной вал, к которому крепятся все захватывающие снег элементы. Для изготовления вала подойдет любая металлическая труба, на каждом из концов которой имеется по одной цапфе. Для сборки захватывающих снег элементов подойдут 8 стальных полудисков, толщиной от 2 мм. Готовые элементы потребуется приварить к стальному валу шнека. Для изготовления вращающихся элементов понадобиться около 2 м транспортерной ленты, толщиной более 10 мм. Впоследствии из ленты нужно вырезать 4 одинаковых кольца, диаметром примерно 28 см. Чтобы собираемый шнек мог вращаться, потребуется применить закрытые подшипники № 205;
- Далее нужно начать изготовление роторного механизма. Для этого лучше всего воспользоваться листовой сталью, толщиной 2–3 мм. Для вырезания детали также потребуется электрический лобзик со специальной насадкой для резки стали, и циркуль. Для изготовления роторного механизма необходимо начертить на стальном листе окружность, диаметром около 3–3,5 см. Далее эта окружность вырезается лобзиком или болгаркой. При этом нужно действовать крайне аккуратно, ведь от этого зависит работоспособность снегоуборщика. После этого потребуется установить готовый узел в центр, отвечающий за крепление ротора к ступице. В крайнем случае можно приварить ось или прикрутить ее болтом, предварительно проделав в центре подходящее отверстие. Затем к получившейся окружности следует приварить стальные лопасти, которые при работе снегоуборщика будут загребать снег. Они должны располагаться на одинаковых расстояниях друг от друга;
- После этого необходимо сделать корпус снегоуборщика для трактора. Для этого лучше всего использовать стальные уголки, размерами 5×5 см. К уголкам, расположенным поперек, потребуется приварить оставшиеся уголки, размерами 2,5×2,5 см. Для надежного крепления всей конструкции следует воспользоваться болтами М8;
- После изготовления всех требуемых для снегоуборщика деталей, можно приступать к его сборке. Для этого на роторный механизм нужно насадить шнековый вал со всеми элементами. Зафиксировать полученный механизм на раме корпуса следует при помощи пары болтов и прижимного кольца. Сам ротор должен крепиться к корпусу снегоуборщика посредством специальной скобы. С ролью выходного желоба справиться отрезок обычной канализационной трубы. При необходимости позади снегоуборщика может быть установлена щетка для трактора.
Трактор для чистки снега с готовым снегоуборщиком следует протестировать на практике. Сперва самодельная техника должна быть обкатана, поэтому лучше всего начать ее применение на участках со свежевыпавшим снегом. Спустя 2–3 часа эксплуатации с небольшими перерывами, можно почистить снег трактором на территории с тяжелым влажным снегом.
Если во время работы снегоуборщик не издает каких-либо скрипящих звуков, а во время его передвижения не наблюдается люфтов, значит, самодельная техника полностью готова к эксплуатации. Главное – вовремя смазывать роторный механизм оборудования, в противном случае очистка территории от снега трактором будет создавать крайне высокие нагрузки на двигатель сельскохозяйственной машины.
Навесное оборудование для уборки снега трактором
Для крупных землевладений и фермерских хозяйств зимнее время года – истинное испытание. Частые снегопады и гололед ежегодно вынуждают все большее и большее количество людей напрочь отказаться от механической лопаты и рассматривать более надежные и производительные средства для снегоборьбы. Один из них – приобретение снегоуборочного трактора или переоснастка обычного агротехнического трактора в полноценный снегоуборщик.
Разновидности тракторов для уборки снега
Современные трактора независимо от целевой привязки (промышленные, транспортные или сельскохозяйственные) имеют встроенную гидравлику или вал (шнек) отбора мощности. Это позволяет приспособить на них навесные снегоуборочные адаптеры.
Данную категорию навесок можно условно разделить на:
I. Подметальные орудия, сдвигающие сугробы с первоначальной территории:
- снежные отвалы или плуги – одно-, двухотвальные и сплошные, секционные. Их объединяет наличие ведущего механизма – ножа – стальной или прорезиненной пластинки, соскребающей снег с дорожного полотна. Лопаты на трактор выпускаются в поворотной и неповоротной конструкции, где угол атаки не поддается калибровке;
- подметальные щетки для трактора – эффективны только против не слежавшегося материала;
II. Снегоочистители, собирающие сугробы и отбрасывающие их на свободную площадь. Агрегируются на фронтальную или заднюю навеску базового трактора:
- роторный – содержит лопастной элемент в дисковой или бездисковой форме. Дальность отброса и его траектория задается выводящим желобом;
- плужнороторный – внешне выглядит как плуг, в который совмещено несколько подвижных роторов. Уборка выпавшей массы совершается плугом, в котором после дробления роторными лопастями она извлекается наружу через дефлектор;
- шнекороторный – компонуется несколькими роторами и шнековым питателем, участвующим в отрыве наземной части сугроба и ее подачи к ротору. Последний имеет винтовую конструкцию, локализованную по обеим сторонам от ротора;
III. Снегоотгрузочные адаптеры:
- погрузчик – загребает, перемещает и поднимает снежный ком до самосвала или грузовика;
- прицеп – соединяясь с трактором, позволяет самостоятельно завершать уборочный цикл работ.
Как сделать отвал для трактора своими руками?
Лопата-отвал – самый примитивный и популярный способ переоснастки техники в трактор для чистки снега. В качестве машины-акцептора можно взять обычного «Владимировца» трактор Т-30 или любую модель МТЗ.
Ход работ:
- Создание чертежа будущей самоделки. В домашних условиях его желательно выполнять по образцу заводских навесок к конкретной модели трактора. Мы же предлагаем воспользоваться уже готовым вариантом;
- Выбор конечных габаритов самодельной лопаты на трактор. Они зависят от тяговых характеристик базовой машины и в случае несоответствия им могут нанести непоправимый ущерб оборудованию. Согласно техническим требованиям, отвал не должен выступать более чем на 40 см с каждой стороны трактора;
- Материально-техническая подготовка. Заготавливаются: электроинструменты; сварочный аппарат; трубы с сечением 7 см из и балки из нержавейки; амортизаторы; гидроцилиндры; ножницы по металлу; толстостенная сталь; отрезок прочной резины; наборы сверл и гаечных ключей;
- Сборка полурамы – для этого берем 2 балки из металла, гидравлический цилиндр и 6 шарнирных стяжек. Для поворотного отвала желательно иметь 2 цилиндра. Она должна иметь форму равностороннего треугольника, к вершине которого крепится подъемный цилиндр, а снаружи балок – по шарниру;
- Соединяем опорную конструкцию (базис), используя поперечины. Она зафиксируется болтами непосредственно к лонжеронам;
- Привариваем к базису дополнительные пластины для придания жесткости. Необходимо, чтобы внизу каждой пластины находился шарнир;
- Связываем шарниры между собой в треугольную спайку, которую стопорим на тракторной раме. Это обеспечит отвалу на трактор возможность удалять снег любой плотности и глубины;
- Делаем ковш-грейдер из листовой стали и оснащаем его 2 шарнирами для крепления на полураме: 1-й – на уровне гидроцилиндра, 2-й на опорной стойке, расположить которую потребуется на 2 дм выше;
- На уровне с подрамником навешиваем гидроцилиндры, чтобы сбалансировать нагрузку и избежать преждевременного износа оборудования.
В результате получаем самодельный V-образный отвал с подвижными частями, которые держатся на шарнирах на единой полураме.
Как самому сделать роторный снегоуборщик для трактора?
Если одновременно с задачей почистить снег трактором стоит и отброс убранного материала за пределы зачищаемого участка, без роторного снегоочистителя не обойтись.
Чтобы собрать роторный снегоуборщик на трактор своими руками:
- Изготавливаем подробный чертеж;
- Воссоздаем раму самоделки. В данном случае она будет иметь прямоугольную форму, которую придадут сваренные между собой металлические уголки и профильная труба;
- Привариваем к самодельной раме сцепку для агрегации с трактором;
- Конструируем ротор своими руками – крыльчатку с 2-5 лопастями, внешне напоминающую бытовой вентилятор. Важно, чтобы размер и масса каждой лопасти были одинаковыми, чтобы после навески на трактор избежать перекоса в сторону и сильной вибрации: берем вал (от подержанной сельхозтехники), рассчитанный на большие подшипники и ротор; на металлическом листе вычерчиваем круги диаметром в 30 см, которые вырезаем пилой по металлу или болгаркой; в центре каждой окружности сверлим отверстие, равное по величине диаметру вала. Данное решение позволит сделать разборной ротор, который будет проще в обслуживании и ремонте. В случае неразборной конструкции горизонтальную перемычку можно просто приварить к дискам; нарезаем резьбу на валу, чтобы каждый круг зафиксировать гайками;
- Переходим к выполнению лопастей, которые нарезаем из оставшегося металла;
- Насаживаем на центральную ось 2 подшипника, предварительно оснастив их ступицей. Для этого можно взять готовую от другого оборудования или выполнить своими руками из старой трубы;
- На ступицу привариваем 4 проушины, через которые она будет держаться на корпусе защитного кожуха;
- Достраиваем предохранительный корпус, напоминающий улитку. Для этого берется часть трубы, одну сторону которой заваривают (на нее приспособится ступица вала), а на вторую – приваривают 2 направляющие;
- Делаем снеговыводящий рукав – дефлектор. В центральной части улитки врезается 10-15 см патрубок с поворотным на 90 0 желобом (чтобы задавать направление для отброса);
- Чтобы избежать разброса снега, фронтальную часть кожуха закрывают металлом;
- Внутри улитки просверливается отверстие для оси;
- Ставим крыльчатку и зажимаем ее болтовыми стяжками;
- На выступающую часть вала приспосабливаем ременной или цепной привод (потребует мотоциклетной звездочки);
- Соединяем раму с полученным роторным механизмом и приступаем к очистке территории от снега трактором.
Описанная самоделка рассчитана на трактора мощностью 2-25 л.с., 0,6 тягового класса при оборотах коленвала не выше 1,8 тыс. в мин. Она может уверенно функционировать на 2-4 передаче и обеспечивать отброс на 15 м.
Как выбрать снегоуборочный трактор?
Прежде, чем купить подобную технику, стоит определиться с целью и задачами покупки. Если кроме снегоуборочных работ других обязанностей перед ним стоять не будет, можно приобрести снегоуборочный трактор со стационарными (несъемными) лопатой или ротором. Но чтобы исключить простой оборудования летом и весной, лучше остановиться на тракторе общего назначения, который помимо прочего, поучаствует в полевых работах, перевозке тяжестей и строительстве.
Популярными брендами в данном товарном сегменте считаются «Уралец», «John Deere», «Булат», «Foton», «MasterYard», «JCB», приспособить которые можно как под снегоборьбу, так и под любую другую сферу деятельности.
Описание и создание и роторного снегоочистителя своими руками
Снегоуборщик больше нужен жителями регионов, где выпадает огромное число осадков. Агрегаты промышленного производства дорогие, потому большая часть умельцев делают их сами. Существует множество конструкций подобных самоделок. Наиболее часто встречаются механизмы шнекового типа. Но более популярен и самодельный роторный снегоуборщик, захват снега которого производится за счет лопастей вентилятора.
Устройство снегоуборочной машины
Роторный снегоочиститель устроен достаточно просто. Агрегат состоит из «улитки» — круглого корпуса. Сверху размещен рукав для выброса снега. Впереди корпуса приварены направляющие лопатки. Внутри снегоуборщика на больших оборотах вращается ротор.
Он состоит из крыльчатки, наколотой на вал с подшипниками. Механизм в действие приводит двигатель. Когда у снегоуборщика начинает вращаться ротор, лопасти крыльчатки начинают подбирать под себя снег, перемалывать его внутри улитки, и после этого через рукав выбрасывать его на несколько метров в сторону .
Самодельный роторный отбрасыватель снега можно сделать двух разновидностей:
- Со стационарноустановленным мотором. В таком случае снегоуборщик функционирует как полноценная машина.
- Как автонавес для другой техники. На подобные роторные самоделки мотор не ставят. Снегоуборщик подвешивают на мини-трактор или к мотоблоку. Привод осуществляется через цепную или ременную передачу.
Роторные снегоуборщики различаются также по типу двигателя:
В электрических моделях ротор работает практически бесшумно. Они не требуют расходных материалов и проще в обслуживании. За неудобство можно посчитать кабель, постоянно волочащийся за снегоуборщиком. Взамен отдают предпочтение аккумуляторной модели, однако время работы подобного агрегата очень сильно ограничено. Все электрические снегоуборщики, к сожалению, маломощные. Их почти всегда применяют на частных дворах и на дачах для очистки дорожек от выпавшего рыхлого свежего снега.
Бензиновые роторные модели на порядок мощнее электрических снегоуборочных машин. Их недостаток состоит лишь в более сложном обслуживании двигателя, наличии выхлопных газов и регулярной заправке ГСМ. Впрочем, бензиновый снегоуборщик не привязан к соединению с электросетью. Мощность двигателя даёт возможность производить роторный механизм больших размеров. Такое роторное устройство имеет увеличенную ширину захвата, способно справиться не только с толстым снежным покровом, но и сугробами.
По типу перемещения роторные снегоуборщики разделяются на:
Несамоходные. Такие агрегаты передвигаются благодаря толканию их оператором. В эту категорию включают обычно электрические снегоуборщики, однако среди них встречаются также и бензиновые маломощные варианты. Оборудование требуется слегка подталкивать. Благодаря захвату крыльчаткой снежного покрова, снегоуборщик самопроизвольно будет потихоньку продвигаться вперед.
Самоходные механизмы чаще всего функционируют от бензинового мотора. Снегоуборщик самостоятельно едет на колесах. Оператор лишь задает ему курс.
Роторную снегоуборочную навеску тоже можно отнести к самодвижущейся технике, хотя, у нее не имеется даже стационарного привода. Зато ее можно не толкать руками. Навеска станет передвигаться вместе с мини-трактором или мотоблоком.
Необходимость чертежей роторных снегоуборщиков
Чтобы грамотно собрать снегоуборочную технику, понадобятся чертежи. В сети существует много вариантов схем устройств простейшего роторного снегоуборочного оборудования.
ДЛя каждого вида агрегата подойдет далеко не любая схема. К примеру, для владельцев мини-трактора — а это очень мощная техника — роторную навеску цеплять нерационально. Чаще всего для такого рода оборудования выпускают комбинированный механизм. Навеска состоит из ротора и шнека. Такой снегоуборщик способен справляться большими снежными заносами.
В комбинированном снегоуборщике совершается двухступенчатая обработка снега. Шнек перемалывает захваченный покров, а ротор перемешивает рыхлую массу с воздухом, после чего и под сильным давлением выкидывает через рукав.
Снегоочиститель комбинированного типа справится со слежавшимся и мокрым снегом, а также обледенелым настом. На дисковых ножах шнека для получения большей производительности изготавливают зубчатую кромку. Она крошит лед по принципу работы пилы на мелкие крупицы.
Собственноручное изготовление роторной машины
Процесс самостоятельного производства роторного снегоуборщика можно условно разделить на такие действия:
- монтаж рамы;
- создание роторного механизма;
- сваривание корпуса — улитки.
Если снегоочистительный механизм является не навесным к другой технике, то мастеру потребуется осуществить еще одно действие — установить двигатель.
Устанавливая величину роторного снегоочистителя, оптимально придерживаться таких параметров, чтобы ширина захвата снега получилась в пределах 48−50 см. Конфигурация снегоуборщика при соблюдении таких условий получится и негромоздкая, и производительная. Таким очистителем снега можно быстро освободить для прохода территорию, прилегающую к дому, дорожки и двор в саду.
Пошаговая сборка агрегата
Рама для снегоочистителя является основанием. На ней крепятся все рабочие детали. В общих чертах рама снегоуборочной машины представляет собой прямоугольную установку, сваренную из профиля и уголков. Четких направлений по ее изготовлению дать невозможно, поскольку все будет зависеть от применяемых запчастей.
Предположим, двигатель можно взять от культиватора, бензопилы, или поставить электродвигатель. Для каждого отдельно взятого агрегата потребуется индивидуально изобретать крепление.
Установка рамы для очистителя снега
Если роторный снегоуборщик будет эксплуатироваться в качестве навески на мотоблок, то мотор можно будет не ставить. Следовательно, раму нужно делать короче, чтобы было достаточно места для закрепления только ротора с улиткой.
При конструировании навесного снегоочистителя, на его раму необходимо приварить скобу для обеспечения сцепки с мотоблоком.
Если роторный механизм будет самоходным, то на раме нужно предусмотреть блок крепежа колесной пары. Несамоходную снегоочистительную машину оптимальнее всего поставить на лыжи. Чтобы это осуществить, нужно приварить снизу рамы крепления, а на них зафиксировать деревянные полозья.
Собственноручное производство и монтаж ротора
Наиболее сложным элементом снегоуборщика несомненно является ротор. Главное требование предъявляют к крыльчатке. Она может сожержать от 2-ух до 5-ти лопастей. Впрочем, суть не в том. Их число зависит от субъективных вкусов. Самое главное — проследить, чтобы каждая из лопастей имела одинаковый вес. Иначе возникнет дисбаланс, и устройство будет вихлять.
С такой машиной работать не получится. В момент вращения несбалансированной крыльчатки агрегат будет подскакивать на месте от непреодолимой вибрации. Поэтому грамотно поступит тот, кто не пожалеет денег на заказ деталей на снегоуборочный ротор в специальной мастерской, где есть токарные станки.
Если возможность заказать изготовление ротора отсутствует, все работы придется реализовать своими силами. Но тогда уже дело точно не обойдется без руководства заранее подобранных чертежей и расчетов.
Создание своими руками «улитки»
Конфигурация футляра роторного снегоуборщика в чем-то схожа с улиткой, в связи с этим ему и дали такое название. Для его производства потребуется отрезок трубы нужного диаметра протяженностью 15−20 см. Одну сторону у нее наглухо заваривают металлическим листом. Так получат заднюю стенку улитки. Именно к ней нужно будет прикрепить ступицу подшипников ротора. Впереди по бокам кольца приваривают 2 направляющие лопатки.
Вверху кольца прорезают отверстие и вваривают туда патрубок для рукава. Первую часть улитки закрывают одну треть, чтобы снег отводился через рукав, а не летел впереди ротора. Заглушку предпочтительнее делать на шпильках, съемную. Такая система даст возможность быстро добираться до крыльчатки.
Теперь закрепляем ротор внутри улитки. Для этого посередине обратной стенки улитки просверливают отверстие под вал. Ставят ротор на свое место, при этом плотно прижимая к кожуху ступицу подшипников. По проушинам фланца замечают место отверстий для крепежа. Ротор вынимают из кожуха, проделывают сверлением отверстия, после этого устанавливают механизм на место и при помощи болтов стягивают с задней стенкой улитки ступицу.
Так, внутри кожуха получился торчащий вал ротора. На него насаживается крыльчатку и тщательным образом стягивают гайками. С наружной стороны находится выступающий второй конец вала и ступица с подшипниками. На вал насаживают шкив ременной передачи. При предпочтении цепного привода ременному, вместо шкива укрепляют звездочку от мопеда. Ротор готов.
Теперь полученный механизм устанавливается на раму, а затем начинают заниматься комплектацией снегоуборщика исходя из предпочтений модели. Иначе говоря, подсоединяют навеску к мотоблоку или ставят мотор и обустраиваю привод.
Безоговорочным преимуществом роторной самоделки считается реальность производства снегоочистителя с требуемой шириной захвата, а также значимая экономия денежных средств.
Роторный снегоочиститель своими руками
Снегоуборщик больше востребован жителями регионов, где выпадает большое количество осадков. Агрегаты заводского изготовления дорогие, поэтому большинство умельцев делают их сами. Существует большое разнообразие конструкций таких самоделок. Чаще всего встречаются механизмы шнекового типа. Однако не менее популярен и самодельный роторный снегоуборщик, у которого захват снега происходит за счет лопастей вентилятора.
Разновидности роторных снегоуборщиков
Устроен роторный снегоочиститель довольно просто. Агрегат состоит из круглого корпуса – улитки. Сверху расположен рукав для выброса снега. Спереди корпуса приварены направляющие лопатки. Внутри улитки снегоуборщика на высоких оборотах вращается ротор. Он состоит из крыльчатки, насаженной на вал с подшипниками. В действие механизм приводит двигатель. Когда ротор снегоуборщика начинает вращаться, лопасти крыльчатки захватывают снег, перемалывают его внутри улитки, после чего выбрасывают на несколько метров в сторону через рукав.
Самодельный роторный снегоотбрасыватель можно сделать двух типов:
- Со стационарно установленным мотором. В этом случае снегоуборщик работает как полноценная машина.
- Как навеска для другой техники. На такие роторные самоделки двигатель не ставят. Снегоуборщик прицепляют к мотоблоку или на мини-трактор. Привод осуществляют через ременную или цепную передачу.
Различаются роторные снегоуборщики по типу двигателя:
- Электрические роторные модели работают практически бесшумно. Они проще в обслуживании и не требуют расходных материалов. Неудобством является постоянно волочащийся за снегоуборщиком кабель. Можно отдать предпочтение аккумуляторной модели, но время работы такого агрегата сильно ограничено. Все электрические снегоуборщики маломощные. Их обычно используют на дачах и частных дворах для очистки дорожек от свежевыпавшего рыхлого снега.
- Бензиновые роторные модели намного мощнее электрических снегоуборщиков. Их недостаток только в более сложном обслуживании мотора, регулярной заправке ГСМ и наличии выхлопных газов. Однако бензиновый снегоуборщик не привязан к розетке. Мощность мотора позволяет изготавливать роторный механизм больших размеров. Такой роторный агрегат обладает увеличенной шириной захвата, способен справится с толстым снежным покровом и даже сугробами.
По типу передвижения роторные снегоуборщики бывают:
- Несамоходные агрегаты передвигаются за счет толкания их оператором. Обычно к этой категории принадлежат электрические снегоуборщики, но встречаются и бензиновые маломощные модели. Технику нужно подталкивать слегка. За счет захвата крыльчаткой покрова снегоуборщик сам будет понемногу двигаться вперед.
- Самоходные машины чаще всего работают от бензинового мотора. Снегоуборщик сам едет на колесах. Оператор только задает ему направление.
Роторную снегоуборочную навеску разумно тоже отнести к самоходной технике, хотя, у нее нет даже стационарного привода. Однако ее толкать руками не надо. Навеска будет двигаться вместе с мотоблоком или мини-трактором.
Чертежи роторных снегоуборщиков
Чтобы правильно собрать снегоуборочную технику, потребуются чертежи. На фото мы предлагаем ознакомиться с устройством простейшего роторного снегоуборщика.
Следующая схема больше подходит для владельцев мини-трактора. Дело в том, что к такой мощной технике роторную навеску цеплять неразумно. Чаще всего для мини-трактора изготавливают комбинированный механизм. Навеска состоит из шнека и ротора. Такой снегоуборщик справится с большими снежными заносами.
В комбинированном снегоуборщике происходит двухступенчатая переработка снега. Шнек захватывает и перемалывает покров, а ротор смешивает рыхлую массу с воздухом и под сильным напором выбрасывает через рукав.
Принцип работы шнекороторного снегоочистителя представлен на видео:
Самостоятельное изготовление роторного снегоуборщика
Процесс изготовления роторного снегоуборщика своими руками условно можно разделить на следующие действия:
- сборка рамы;
- изготовление роторного механизма;
- сваривание кожуха – улитки.
Если снегоочистительная конструкция является не навеской на другую технику, то умельцу предстоит еще одно действие – установка мотора.
Определяя размер роторного снегоочистителя, оптимально остановиться на таких параметрах, чтобы получилась ширина захвата в пределах 48–50 см. Конструкция снегоуборщика получится не громоздкая, но производительная. Таким снегоочистителем быстро можно очистить прилегающую к дому территорию, двор и дорожки в саду.
Сборка рамы роторного снегоуборщика
Для снегоочистителя рама служит основанием. На ней закреплены все рабочие органы. В общих чертах рама снегоуборщика представляет собой прямоугольную конструкцию, сваренную из уголков и профиля. Четких указаний по ее изготовлению дать не возможно, ведь все будет зависеть от используемых запчастей. Допустим, мотор можно взять с бензопилы, культиватора или, вообще, поставить электродвигатель. Для каждого агрегата придется индивидуально придумывать крепление. Если роторный снегоочиститель будет использоваться как навеска на мотоблок, то мотор ставиться не будет. Значит, раму делают короче, чтобы хватило места закрепить только ротор с улиткой.
Если роторная машина будет самоходная, то на раме предусматривают узел крепления колесной пары. Несамоходный снегоочиститель проще поставить на лыжи. Для этого снизу рамы приваривают крепления, а к ним фиксируют деревянные полозья.
Сборка ротора снегоуборщика
Самым сложным узлом снегоуборщика является ротор. Основное требование предъявляется к крыльчатке. Она может иметь от двух до пяти лопастей. Но суть не в этом. Их количество зависит от личных предпочтений. Главное, чтобы каждая лопасть имела одинаковую массу. В противном случае получится дисбаланс. Во время вращения несбалансированной крыльчатки снегоуборщик будет подбрасывать на месте от сильной вибрации.
При отсутствии возможности заказать изготовление ротора снегоуборщика, все работы придется выполнить самостоятельно. В качестве руководства можно использовать представленный чертеж.
Процесс самостоятельного изготовления ротора состоит из следующих действий:
- Сначала нужно найти вал. На нем будет закреплена крыльчатка и подшипники. Эту деталь придется вытачивать только на токарном станке. Другого выхода нет, разве что в хозяйстве имеется подходящий по размерам вал из другого оборудования. Нужно учесть, что в самодельном роторе снегоуборщика хотя бы малый дисбаланс обязательно будет. Вал по толщине лучше подобрать под большие подшипники. Их меньше будет разбивать от вибрации.
- Крыльчатку ротора изготавливают из металла толщиной 2–3 мм. Сначала на листе рисуют круг требуемого диаметра. Обычно придерживаются размера 29–32 см. Заготовку вырезают болгаркой или лобзиком. Сварку использовать нежелательно, так как от нагрева металл поведет. Вырезанный диск обрабатывают на точиле и напильником так, чтобы получился идеально ровный круг.
- Строго по центру на диске сверлят отверстие по диаметру вала. Ось можно просто приварить к заготовке, но тогда ротор получится неразборной. Это в будущем затруднит его ремонт. Разумно на оси нарезать резьбу и зажать диск гайками.
- Теперь настало время изготовить сами лопасти. Их вырезают из аналогичного металла. Должны получиться идеально одинаковые заготовки. Желательно каждую лопасть взвесить. Чем меньше будет разница в граммах, тем слабее будет ощущаться вибрация снегоуборщика от дисбаланса. Готовые лопасти от центра диска к его краю крепят на одинаковом расстоянии друг от друга.
На этом заготовки для ротора снегоуборщика готовы. Теперь на вал осталось насадить два подшипника. Для них нужна ступица. Ее можно сделать с куска трубы соответствующего диаметра. На ступице приваривают четыре проушины. Можно просто закрепить готовый фланец с отверстиями. Этим местом ступица будет зафиксирована к задней стенке улитки.
Изготовление улитки
Форма кожуха роторного снегоуборщика немного похожа на улитку, поэтому его так и назвали. Для его изготовления понадобится отрезок трубы подходящего диаметра длиной 15–20 см. Одну сторону кольца наглухо заваривают листом металла. Это будет задняя стенка улитки, к которой закрепляется ступица подшипников ротора. Спереди к кольцу по бокам приваривают две направляющие лопатки.
В верхней части кольца прорезают отверстие и вваривают патрубок для рукава. Переднюю часть улитки нужно закрыть на 1/3, чтобы снег летел не впереди ротора, а отводился через рукав. Заглушку лучше сделать съемную на шпильках. Такая конструкция позволит удобно добираться до крыльчатки.
Теперь осталось закрепить ротор внутри кожуха. Для этого по центру задней стенки улитки сверлят отверстие под вал. Ротор ставят на свое место, плотно прижав ступицу подшипников к кожуху. По проушинам фланца отмечают место крепежных отверстий. Ротор извлекают из кожуха, выполняют сверление, после чего ставят механизм на место и стягивают болтами ступицу с задней стенкой улитки.
Итак, внутри круглого корпуса получился выступающий вал ротора. На него насаживают крыльчатку и тщательно стягивают гайками. С наружной стороны улитки осталась ступица с подшипниками и второй выступающий конец вала. На него насаживают шкив ременной передачи. Если предпочтение отдано цепному приводу, вместо шкива крепят звездочку от мопеда.
Готовый роторный механизм устанавливают на раме, после чего приступают к дальнейшей комплектации снегоуборщика в зависимости от выбранной модели. То есть, ставят мотор или подсоединяют навеску к мотоблоку и обустраиваю привод.
Заключение
Преимуществом роторной самоделки является возможность изготовления снегоочистителя с требуемой шириной захвата, а также существенная экономия денежных средств.