9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый трактор хтз

Трактора ХТЗ

Разные модификации тракторов ХТЗ в свое время обрели массу поклонников среди многомиллионного населения СССР, а затем – и среди жителей стран постсоветского пространства. Среди преимуществ спецмашин этого советского производителя всегда выделялась надежность, достаточно высокая проходимость и внушительная производительность.

Все модели трактора ХТЗ – детальный обзор популярных модификаций

Выпуск тракторов украинской марки ХТЗ был нацелен на удовлетворение потребностей сельскохозяйственной, промышленной и строительной отрасли СССР. Чтобы выдерживать интенсивную эксплуатацию в разных регионах страны весь модельный ряд машин получил мощные двигатели, долговечные ходовые и универсальные сцепные механизмы. Все это позволило агрегатам компании ХТЗ выдерживать длительную эксплуатацию в условиях повышенных нагрузок.

Сегодня модели выпуска Харьковского тракторного завода используются в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальных предприятиях и на выработке полезных ископаемых. От современной спецтехники трактора ХТЗ отличаются простотой в эксплуатации и обслуживании. Это позволяет использовать их на крупных предприятиях с минимальными затратами на содержание и ремонт.

ХТЗ-17221 трактор – описание машины

Эта популярная среди современных аграриев модель изначально разрабатывалась специально для активной эксплуатации в сложных условиях. Агрегат обладает повышенной грузоподъемностью. Благодаря этому он может выполнять достаточно широкий спектр работ в карьерах и в коммунальных предприятиях.

В базовую комплектацию трактора ХТЗ входит довольно просторная остекленная кабина, в которой с комфортом могут поместиться 2 взрослых человека. В кабине изначально предусмотрены заводские системы вентиляции и интенсивного отопления.

В перечень основных параметров модели ХТЗ входит:

  • расход потребляемого горючего – 185 г/л. с. ч.;
  • клиренс – 45 см;
  • ширина колеи – 186 см;
  • эксплуатационный вес – 8,76 т.

Модель комплектуется полноприводной колесной ходовой частью. Для полного разворота сельхозмашине требуется участок, радиусом не менее 7 м.

Трактор ХТЗ-7 – комплектация модели

Эта популярная модель считается первым малогабаритным советским агрегатом. Основная область эксплуатации сельхозмашины – сельское хозяйство, где она использовалась для механизации выращивания технических и овощных культур.

Несмотря на небольшие габариты и сравнительно скромную мощность ДВС, эта модель ХТЗ может использоваться для совместной работы с прицепными и навесными орудиями. Для этого в штатную комплектацию трактора входит бортовая гидросистема.

В базовой версии трактора ХТЗ-7 предусмотрен карбюраторный 2-цилиндровый ДВС марки Б-7, оборудованный жидкостной системой охлаждения. Устройство мотора состоит из 2-опорного коленвала с противовесами, регулятора оборотов и 2-ступенчатой системы фильтрации масла.

Технические характеристики этого трактора ХТЗ:

  • расход потребляемого горючего – 275 г/л. с. ч.;
  • клиренс – 40 см;
  • ширина колеи – 160 см;
  • эксплуатационный вес – 1,4 т.

Эта модель комплектуется механической трансмиссией, работающей в диапазоне 5 передних и 4 задних скоростей.

Трактор ХТЗ-16131 – параметры машины

Эта колесная модель изначально сочетает высокую мощность, отличную маневренность и довольно высокую проходимость. Трактор предназначен для пахоты, посева и уборки урожая на крупных сельскохозяйственных угодьях.

От большинства современных тракторов эта популярная среди аграриев модель ХТЗ изначально отличается повышенными тяговыми параметрами, устойчивостью и предварительно улучшенными ходовыми качествами. Подвеска сельхозмашины работает по схеме 4×4, и оборудована двумя механизмами блокировки дифференциала, расположенными на переднем и штатном заднем мосту.

При необходимости этот трактор ХТЗ можно переоборудовать для реверсивного управления. Это даст возможность использовать модель для совместной работы с комбайнами и машинами, работающими с фронтальными навесными орудиями.

В список базовых параметров трактора ХТЗ входят:

  • расход потребляемого горючего – 250 г/л. с. ч.;
  • клиренс – 53 см;
  • ширина колеи – 190 см;
  • эксплуатационный вес – 8,62 т.

Благодаря усиленной конструкции эта модель марки ХТЗ получила повышенную операционную грузоподъемность. Для передних навесных орудий она составляет 1,5, а для задних – 1,8 т.

Трактор ХТЗ-181 – преимущества модели

В число главных преимуществ этой модели ХТЗ изначально входит улучшенная заводская ходовая часть, состоящая из 5-катковой улучшенной пружинно-торсионной гибкой подвески, расположенной на удлиненной базе. Мощный двигатель марки ЯМЗ-238 обладает высокими тяговыми параметрами, экономичностью и долговечностью.

Сцепление этой сельхозмашины ХТЗ представлено постоянно замкнутым стабильно работающим сухим механизмом, обеспечивающим непрерывную связь мотора с рабочими органами даже в самых сложных эксплуатационных условиях.

Для работы в разных скоростных режимах этот гусеничный промышленный трактор предварительно оборудован механической трансмиссией, которая позволяет переключать передачи без полной остановки машины.

Параметры агрегата:

  • расход потребляемого горючего – 325 г/л. с. ч.;
  • клиренс – 30 см;
  • ширина колеи – 143,5 см;
  • эксплуатационный вес – 9,99 т.

В комплектацию этой фирменной модели ХТЗ входит 2-местная кабина, с завода оснащенная минимальным набором бортовой электроники. Кабина удерживается на прочном каркасе и обладает качественной шумоизоляцией.

ХТЗ трактор 3512 – оснащение машины

Эта модель ХТЗ выделяется современным внешним видом, солидными тягово-сцепными параметрами, отличной маневренностью и внушительной, как для своего класса, проходимостью. Агрегат показывает повышенную экономичность, что позволяет активно использовать его для выполнения работ на крупных участках. Детально о возможностях этого популярного трактора ХТЗ расскажет видео .

Основа сельхозмашины состоит из мощного мотора марки MMZ-3LD, показывающего высокую рабочую производительность при эксплуатации под повышенными и часто изменяющимися нагрузками. Трансмиссия агрегата представлена многодиапазонным механизмом, позволяющим трактору передвигаться и работать на любой из 8 передних и 6 задних скоростей.

Параметры модели:

  • расход потребляемого горючего – 280 г/л. с. ч.;
  • клиренс – 27,8 см;
  • ширина колеи – 143 см;
  • эксплуатационный вес – 2,25 т.

Ходовая часть этой сельхозмашины ХТЗ состоит из ведущего заднего и переднего ведомого моста. Трактор оборудован 4 пневматическими колесами, показывающими высокую проходимость на неровной местности и устойчивость при передвижении по скользкому покрытию.

Трактор ХТЗ-240К – возможности модели

Сельхозмашина в этой комплектации предназначена для выполнения сложных работ на средних и крупных угодьях. Трактор показывает высокую производительность при вспашке твердых почв, в том числе целины, посадке и посеве культур, сборке и перевозке урожая. Высокий дорожный просвет делает эту модель марки ХТЗ проходимой на участках с неровным рельефом и вязким грунтом.

В основу этой модели ХТЗ входит мощный двигатель Д-260 производства белорусской компании ММЗ. Мотор показывает высокие тяговые параметры и при этом скромный расход топлива. Использование износостойких комплектующих при разработке ДВС позволил повысить его рабочий ресурс на 25 %, не усложнив при этом его базовую конструкцию.

Заводские параметры сельхозмашины ХТЗ в этой комплектации:

  • расход потребляемого горючего – 335 г/л. с. ч.;
  • клиренс – 40 см;
  • ширина колеи – 186 см;
  • эксплуатационный вес – 8,44 т.

Модель ХТЗ оснащена механической полностью переработанной многоступенчатой трансмиссией, позволяющей оператору переключать передачи без стремительного разрыва в мощности мотора и необходимости полной остановки трактора.

Трактор ХТЗ-2511 – достоинства машины

Эта малогабаритная сельхозмашина комплектуется качественным 4-тактным дизельным двигателем марки Д-120, показывающим достойную эффективность при работе под постоянно высокими и динамично меняющимися нагрузками.

В комплектацию модели включено сухое, постоянно замкнутое сцепление, работающее под контролем механического управления. Для возможности работы в разных скоростных режимах сельхозмашина комплектуется многоступенчатой КПП, способной переключаться между 8 передними и 6 задними передачами.

Параметры этого агрегата ХТЗ:

  • расход потребляемого горючего – 180 г/л. с. ч.;
  • клиренс – 27,8 см;
  • ширина колеи – 165 см;
  • эксплуатационный вес – 2,2 т.

Простота устройства этой сельхозмашины делает ее пригодной для самостоятельного ремонта. Это позволяет активно использовать трактор не только опытным, но и начинающим аграриям.

Трактор ХТЗ-243 – особенности модели

При разработке этой крупногабаритной сельхозмашины компания ХТЗ использовала новейшие доработки, позволившие модернизировать трансмиссию, ходовую часть и сцепной механизм модели.

Агрегат оборудован мощным двигателем марки ЯМЗ-536, работающим под контролем системы жидкостного охлаждения. Для возможности выбора рабочей скорости в базовую комплектацию трактора входит механическая многодиапазонная КПП, позволяющая переключаться между 12 передними и 4 обратными реверсивными передачами.

Параметры модели:

  • расход потребляемого горючего – 157 г/л. с. ч.;
  • клиренс – 40 см;
  • ширина колеи – 186 см;
  • эксплуатационный вес – 8,45 т.

Высокие тяговые параметры этой сельхозмашины позволяют устанавливать на нее передние и задние навесные орудия, общая масса которых не превышает 5 т.

Обрусевший американец – трактор СХТЗ-15/30

СХТЗ-15/30 – одна из важнейших вех в истории отечественного машиностроения. Производившие его Сталинградский и Харьковский тракторные заводы были первыми специализированными предприятиями такого рода в СССР. Раньше автомобильная промышленность ограничивалась мелко- или в лучшем случае крупносерийным выпуском машин.

Читать еще:  Отвалы для трактора т 30

На CXT3-15/30 отрабатывались технологии массового производства тракторов. Несмотря на множество препятствии, этот первый опыт завершился успешно и продвинул отечественное машиностроение далеко вперед.

Этот трактор повлиял и на развитие инженерной мысли. Машины, производившиеся в СССР до того, были точными копиями зарубежных моделей. В основу конструкции СХТЗ-15/30 также лег западный образец – американский International 15/30. Этот трактор отличался высокой надежностью и универсальностью: он мог работать с самыми разнообразными видами плугов навесных и стационарных орудий.

Однако зарубежная модель была предназначена для американских ферм. Для адаптации трактора к отечественным условиям инженеры, проектировавшие СХТЗ-15/30, внесли в его конструкцию ряд усовершенствований. Пришедший ему на смену СХТЗ-НАТИ был уже полностью советской разработкой.

Первый тракторный завод

В начале XX века тракторы в России были сравнительно редки. Дешевая рабочая сила в сельском хозяйстве была в избытке, а техническая база для обслуживания и ремонта машин отсутствовала вовсе. Первые тракторы начали завозить из-за рубежа в 1908 году, а о собственном производстве речь зашла только в начале 1920-х.

Тогда на нескольких заводах был налажен мелкосерийный выпуск, а на Путиловском – крупносерийный. Однако это были предприятия общего машиностроения. Ни средств, ни тем более квалифицированных кадров для массового производства тракторов у них не было.

Впервые речь о том, что стране необходим специализированный завод, зашла в 1925 году. Изначально планировали производство 10 тыс. машин в год, однако проект дважды переделывали. В СССР ударными темпами шла коллективизация, а с ростом числа колхозов росла и потребность в сельскохозяйственной технике, поэтому требования к производительности будущего завода увеличивались дважды: сначала до 20 тыс., а затем и до 40 тыс. тракторов в год.

Это в свою очередь требовало пересмотра проекта и не давало строительству начаться. Только в 1929 году был утвержден общий план заводских цехов. В апреле 1930-го начало поступать оборудование, а в июне рабочие наконец приступили к сборке первого трактора. К этому времени завод был укомплектован еще не полностью, поэтому некоторые детали пришлось изготовлять вручную. Однако, несмотря на все трудности, 17 июня первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера.

Опыт организации массового производства на Сталинградском заводе в скором времени переняли в других городах: Харькове, Челябинске, Москве. Так состоялось рождение советской тракторной промышленности. Собственное массовое производство позволило отказаться от зарубежных закупок. Всего за шесть лет, к 1936 году, СССР вышел на первое место в Европе по выпуску тракторов.

Выборы предка

Важнейшим вопросом, который предстояло решить при проектировании будущего завода, было то, какой именно трактор производить. Поскольку собственных разработок в этой области СССР на тот момент не имел, речь могла идти только о копировании одной из зарубежных моделей.

Однако какой именно? Комиссия при Главметалле, которой поручили создание проекта, подошла к решению этого вопроса довольно оригинальным образом. Пяти молодым инженерам предложили рассмотреть какую-либо из зарубежных моделей и защитить ее перед специалистами тракторного дела.

Из представленных проектов наибольший интерес вызвали американский «Интернационал» и шведский «Аванс». Однако и тот и другой имели как достоинства, так и недостатки. «Аванс» был прост в сборке и работал на дешевой нефти. Он лучше справлялся с работой на целинных землях, но при больших нагрузках мог потерять управление и опрокинуться.

«Интернационал» оказался более надежным и, несмотря на более дорогое топливо – керосин, более экономичным. Выбор в конечном итоге остановили именно на нем. Важным достоинством «Интернационала» было и то, что все узлы трактора были унифицированы и легко заменялись. Именно это позволило производству быстро принять массовый характер.

Обрусевший американец

Перенос американской технологии на российскую почву сопровождался множеством трудностей. Производитель «Интернационала», фирма «Маккормик», опасаясь возможной конкуренции в будущем, отказала советским специалистам в консультациях и даже запретила посещение своих заводов.

В отсутствие какой-либо документации параметры производства зачастую приходилось рассчитывать опытным путем. Иногда это требовало оригинальных решений. Например, инженеры разрабатывали проект сборки трактора, наблюдая за водителями, которые делали это вручную. Полученные данные адаптировались под заводские условия и становились основой технологического процесса.

«Интернационал» не был первым трактором, скопированным в СССР. Несколькими годами ранее на «Красном Путиловце» был налажен выпуск «Фордзонов». Однако если при разработке последнего была сохранена американская дюймовая система мер, для СТЗ все расчеты были переведены в метрическую систему – впервые в стране.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Проблемы сопровождали свежепостроенный завод и в первые месяцы его работы. Немудрено, ведь такого масштабного тракторного производства страна еще не знала. Так, руководители СТЗ не наладили достаточных связей с поставщиками и не позаботились о запасах металла, в результате чего производство регулярно простаивало из-за нехватки материалов. Отсутствие опыта и неразвитая инфраструктура привели к тому, что к концу 1930 года из запланированных 20 тысяч тракторов выпустили всего 1002.

Однако главной проблемой оставался недостаток квалифицированных кадров. Чтобы ее решить, были организованы многочисленные курсы и школы фабрично-заводского ученичества. Буквально все сотрудники завода, от рабочих до инженеров, с невиданным рвением взялись за освоение новых производственных технологий. Около года потребовалось заводу на то, чтобы выйти на проектную мощность, однако в апреле 1929 года он уже выпускал порядка 150 машин в сутки.

На опыте СТЗ в свою очередь учились другие предприятия. Так, вслед за Сталинградом тракторный завод был создан и в Харькове. Производство на нем было налажено гораздо более быстро и безболезненно: строительство началось в январе 1930 года, а первый трактор сошел с конвейера уже в августе 1931-го. По конструкции он был аналогичен сталинградскому и получил индекс СХТЗ-15/30.

На все колеса мастер

Одним из главных достоинств «Интернационала», унаследованным СТЗ и СХТЗ, была его универсальность. Трактор отличала большая мощность: тяговое усилие на крюке могло достигать 15 л. с. Это позволяло использовать его не только для работы с двухкорпусными и трехкорпусными плугами, но практически со всеми видами навесных орудий.

Кроме того, трактор был оснащен валом отбора мощности и мог служить двигателем для стационарных машин, например насоса или механической пилы.

Другая особенность трактора – его приспособленность к грунтовым проселочным дорогам и пашням. Колеса у CXT3-15/30 не имели шин, но были оснащены так называемыми почвозацепами – специальными треугольными шипами. Они делали машину непригодной для езды по дорогам с твердым покрытием, но зато помогали лучше распахивать поля.

СХТЗ-15/30 – классический трактор с рамным остовом и четырехтактным карбюраторным двигателем. В конструкции самого двигателя, впрочем, был ряд новшеств, увеличивавших его надежность: магнето высокого напряжения, масляный воздухоочиститель, а также фильтр и насос для смазки. Главная передача была конической, а конечные – цилиндрическими и одноступенчатыми. Это в значительной мере повышало КПД трансмиссии. Двигатель работал на керосине и позволял развивать скорость до 7,4 км/ч.

Туда и обратно

Тракторостроение в СССР развивалось стремительными темпами. Если в начале 1930-х СХТЗ-15/30 был одной из передовых моделей, уже к концу десятилетия его вытеснили более совершенные разработки. Спроектированный Научным автотракторным институтом гусеничный трактор СТЗ-НАТИ мощностью вдвое превосходил своего предшественника. Кроме того, это была не копия зарубежной модели, а полностью отечественная разработка,
использовавшая, впрочем, многие передовые достижения западного машиностроения.

К середине 1940-х СХТЗ-15/30 считался полностью устаревшим, и его уже не только не выпускали, но и практически не использовали. Однако Великая Отечественная война нанесла значительный урон экономике, и в частности сельскому хозяйству СССР, поэтому производство сравнительно дешевого СХТЗ-15/30 было ненадолго возобновлено.

В 1947 году московские власти начали подготовку к выпуску тракторов этого типа на предприятиях города и области. Масштабы производства были, конечно, значительно меньше, чем на Сталинградском заводе, однако к 1950 году 92% тракторного парка Московской области составляли СХТЗ-15/30, всего 7577 машин.

CXT3-15/30, производившиеся после войны, имели марку ВАРЗ – Второй авторемонтный завод. В действительности они изготовлялись совсем не там. ВАРЗ просто не имел достаточных мощностей для полноценного производства. Предприятия, участвовавшие в выпуске тракторов, были оборонными. Поскольку с окончанием войны потребность в их продукции сильно сократилась, их начали перепрофилировать для нужд мирного времени, но это были режимные учреждения, и их участие в производстве тракторов хранилось в секрете.

Читать еще:  Минитрактор скаут т-15 отзывы владельцев

Параллельно центральная власть принимала меры для быстрейшего внедрения новых типов сельскохозяйственных машин. Новые гусеничные тракторы «Сталинец-80», «Кировец», Д-35 и ДТ-54 отличались как большей мощностью, так и меньшим расходом дизельного топлива и со временем полностью вытеснили СХТЗ-15/30.

Трактор хтз – Модели и технические характеристики

Тракторы, сделанные на Украине, являются надежными и долговечными. Один из них – трактор хтз, произведенный Харьковским тракторным заводом. Данный завод является самым крупным машиностроительным заводом в Содружестве Независимых Государств. Первый трактор хтз-колесный схтз 15/30.

Харьковское предприятие имеет широкий выбор машиностроительной техники:

  • Колесные машины
  • Гусинечные трактора
  • Минитрактора
  • Машины спец. назначения
  • Агрегаты для дорожного строительства

В модельный ряд тракторов хтз входят такие образцы: хтз-1410,хтз-150к ,хтз-16331,хтз-17221 хтз-181,хтз-243к.20 ,хтз-3512 ,хтз240к ,хтз-150к-09 ,хтз-150к-09-25 ,хтз-240к ,хтз-243. Среди них есть как обычные трактора, так и мини-модели. Все модели тракторов хтз имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их подробнее по каждому отдельно.

Минитрактор хтз -1410

Данные трактор весьма универсален и имеет малые габариты. Его относят к второму тяговому классу. Модель будет хороша для огородных, садовых участков, дач, больших парников и теплиц ввиду его отличной маневренности. Трактор 1410 удобен в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

ПараметрЧисловые данные
Мощность13,2 лошадиных сил
Двигатель4 такта и 2 цилиндра
Объем960х1346х1910 мм
Вес800 кг
Расстояние от днища до земли300 мм
Угол поворота1,5 метров
Расход солярки296г/кВт
Топливная емкость21 л
Выдерживаемый вес180 кг
Тип охлаждениямасляный
Коробка передач4 скорости впере,2 скорости назад

Трактор хтз-16331

Данный колесный трактор относят к 3-му тяговому классу. Выпускается он с 1997 года, поэтому считается современной моделью. Машина предназначена для работ в поле. К ней можно присоединить любой вид агротехнических приспособлений: прицепы, полуприцепы, плуг, копалки. Трактор обладает хорошей скоростью и управляемостью. Вообще модель имеет два варианта: хтз-16331-03 и хтз-16331-05.Они отличаются только двигателем.

ПараметрЧисловые данные
Двигатель4 такта,6 цидиндров,24 клапана
Мощность132г/кВт
Коробка передач16 скоростей вперед,8 скоростей назад
Тип охлаждениявоздушное
Объем6645х2480х3380 мм
Расход соляркимаксимальный-16,4 л/га
Угол поворота7,1м

Трактор хтз-17221

Трактор хтз-17221 -самый мощный и производительный трактор на колесах. Его аналогом является трактор хтз-150К. Производительность в данной модели увеличили на 20 %,что и отличает его от своего собрата. Кроме того, он выделяется высоким комфортом, а это положительно сказывается на качестве работы. Сейчас же данная модель больше не выпускается. Фото представлено ниже.

ПараметрЧисловые данные
Мощность240,210,180 лошадиных сил (в зависимости от двигателя)
Двигатель6 или 8 цилиндров
Коробка передач16 скоростей вперед и 8 скоростей назад
Объем6000х2460х3360 мм
Расстояние от земли до днища460 мм
Угол поворота6,6 м или 6,7 м
Тип охлажденияжидкостное

Трактор хтз-181

Трактор хтз-181 является гусеничным трактором, принадлежащему к 4-му тяговому классу. Он стал прототипом хорошо знакомого всем трактора т-150.Данная модель подходит для всего спектра агротехнических работ. Трактор проедет на такой твердой почве, где бы не проехал колесный, и в этом, несомненно, его плюс. Кроме того, он эффективен в качестве снегоуборочной и снегоудержательной техники.

ПараметрЧисловые данные
Двигатель4 такта,8 цилиндров
Мощность190 лошадиных сил
Коробка передач9 скоростей переднего,3 скорости заднего хода
Клиренс350 мм
Объем бака430 л
Охлаждениежидкостное
Объем5500х1920х3008 мм

Картинка данной модели есть ниже

Трактор хтз-243К

Трактор хтз-243К является колесной моделью и основан на хтз-170.Он модернизирован и максимально приближен к европейским требованиям качества. Производительность труда в нем увеличена на целых 20 %.Данная модель хорошо маневрирует на любом виде грунта. Весит он 8 с половиной тонн. Сама машина может поднять до 5 тонн.

ПараметрЧисловые данные
Двигатель6 цилиндров
Мощность210,240,250 лошадиных сил
Коробка передач16 скоростей вперед, 8 скорости назад
Объем6400х2460х3460
Клиренс400 мм
Угол поворота6,7 м
Скорость35 км/ч

Фотографию можно посмотреть ниже

Трактор хтз-240К

Трактор хтз-240К – это колесная модель , сделанная по европейским стандартам качества. Она позволяет работать со всеми агрегатными установками за счет центральной рулевой рейки.Вес трактора с мотором составляет 8,370 тонн.

ПараметрЧисловые данные
Двигатель6 цилиндров
Мощность210 либо 240 лошадиных сил
Клиренс450 мм
Объем6400х2460х3460 мм
Коробка передач16 скоростей вперед,8 скоростей назад
Угол поворота6,7 м
Скорость39,97 км/ч

Кроме того, на данном тракторе установлена система Коммон Рэил, отличающаяся высокой производительностью. Фото машины представлено ниже.

Трактор хтз-150К-09

Данная модель может использоваться для общих нужд сельского хозяйства. Трактор оснащен таким протектором шин, который позволяет проезжать по бездорожью. Охлаждение у машины водяное, без турбонаддува. Топлива расходуется 24 литра в час.

ПараметрЧисловые данные
Мощность175 лошадиных сил
Двигатель6 цилиндров
Коробка передач12 скоростей переднего и 4 заднего хода
Объем6130х2406х3195 мм
Угол поворота6,5 м
Тяговой класс3
Выдерживаемый вес10 тонн

Важно, что двигатель помещен в нишу перед кабиной, поэтому внутри легко произвести ремонтные и обслуживающие работы. Картинка трактора есть ниже.

Трактор хтз-150к-09-25

Модель принадлежит к 3-му тяговому классу. Он надежен и имеет хорошую производительность. Его можно использовать для любого вида сельскохозяйственных и агротехнических работ. Конечно, он очень известен работникам труда ,ведь прост в ремонте и обслуживании.

ПараметрЧисловые данные
Мощность180 лошадиных сил
Двигатель6 цилиндров
Коробка передач12 скоростей вперед и 4 скорости назад
Объем6130х2460х3175 мм
Клиренс400 мм
Угол поворота6,5 м
Вес8,4 тонн

Кроме того, трактор может перевозить до 20 тонн груза, что полезно при уборке урожая. Он довольно экономичен в плане расхода топлива и стоимости запчастей.

Трактор хтз-243

Модель является собратом трактора хтз-243К,и Т-150.Конечно,его модификация улучшена. Скорость составляет порядка 40 км в час. Трактор будет полезен во всех работах сельского хозяйства и промышленности, а также в дорожной службе. На машину установлен двигатель ЯМЗ-536 .

ПараметрЧисловые данные
Двигатель6 цилиндров
Мощность250 лошадиных сил
Расход солярки225 г/кВт
Выдерживаемый вес6 тонн
Вес8,6 тонн
Объем двигателя15,7 л
Клиренс400 мм
Угол поворота6,7 м

Трактор довольно экономичен по использованию дизельного топлива и соответствует стандартам экологических требований. Его картинку можно посмотреть ниже.

Трактор хтз-тс-5

Данная модель является гусеничным бульдозером. Она предназначена для дорожных работ всех категорий, начиная от очистки снега и заканчивая ремонтными работами. Трактор появился на рынке промышленных машин совсем недавно-в 2014 году.

ПараметрЧисловые данные
Двигатель6 цилиндров
Мощность180 лошадиных сил
Скорость11 км/ч
Клиренс400 мм
Объем5890х2520х1880 мм
Расход солярки220г/кВт

Фото трактора имеется ниже.

В заключении добавим, что все представленные модели хорошо конкурируют с зарубежными моделями. На сегодняшний день Харьковский завод еще действует и выпускает примерно две тысячи машин в год. И техника эта довольно популярна из-за своей надежности, качества, экономичности, экологической чистоты и эффективности. Кроме того, запчасти на нее легко найти и заменить, а цены на них и на сами модели, конечно, ниже, чем у европейских производителей.

Обрусевший американец – трактор СХТЗ-15/30

СХТЗ-15/30 – одна из важнейших вех в истории отечественного машиностроения. Производившие его Сталинградский и Харьковский тракторные заводы были первыми специализированными предприятиями такого рода в СССР. Раньше автомобильная промышленность ограничивалась мелко- или в лучшем случае крупносерийным выпуском машин.

На CXT3-15/30 отрабатывались технологии массового производства тракторов. Несмотря на множество препятствии, этот первый опыт завершился успешно и продвинул отечественное машиностроение далеко вперед.

Этот трактор повлиял и на развитие инженерной мысли. Машины, производившиеся в СССР до того, были точными копиями зарубежных моделей. В основу конструкции СХТЗ-15/30 также лег западный образец – американский International 15/30. Этот трактор отличался высокой надежностью и универсальностью: он мог работать с самыми разнообразными видами плугов навесных и стационарных орудий.

Читать еще:  Трактор к 700

Однако зарубежная модель была предназначена для американских ферм. Для адаптации трактора к отечественным условиям инженеры, проектировавшие СХТЗ-15/30, внесли в его конструкцию ряд усовершенствований. Пришедший ему на смену СХТЗ-НАТИ был уже полностью советской разработкой.

Первый тракторный завод

В начале XX века тракторы в России были сравнительно редки. Дешевая рабочая сила в сельском хозяйстве была в избытке, а техническая база для обслуживания и ремонта машин отсутствовала вовсе. Первые тракторы начали завозить из-за рубежа в 1908 году, а о собственном производстве речь зашла только в начале 1920-х.

Тогда на нескольких заводах был налажен мелкосерийный выпуск, а на Путиловском – крупносерийный. Однако это были предприятия общего машиностроения. Ни средств, ни тем более квалифицированных кадров для массового производства тракторов у них не было.

Впервые речь о том, что стране необходим специализированный завод, зашла в 1925 году. Изначально планировали производство 10 тыс. машин в год, однако проект дважды переделывали. В СССР ударными темпами шла коллективизация, а с ростом числа колхозов росла и потребность в сельскохозяйственной технике, поэтому требования к производительности будущего завода увеличивались дважды: сначала до 20 тыс., а затем и до 40 тыс. тракторов в год.

Это в свою очередь требовало пересмотра проекта и не давало строительству начаться. Только в 1929 году был утвержден общий план заводских цехов. В апреле 1930-го начало поступать оборудование, а в июне рабочие наконец приступили к сборке первого трактора. К этому времени завод был укомплектован еще не полностью, поэтому некоторые детали пришлось изготовлять вручную. Однако, несмотря на все трудности, 17 июня первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера.

Опыт организации массового производства на Сталинградском заводе в скором времени переняли в других городах: Харькове, Челябинске, Москве. Так состоялось рождение советской тракторной промышленности. Собственное массовое производство позволило отказаться от зарубежных закупок. Всего за шесть лет, к 1936 году, СССР вышел на первое место в Европе по выпуску тракторов.

Выборы предка

Важнейшим вопросом, который предстояло решить при проектировании будущего завода, было то, какой именно трактор производить. Поскольку собственных разработок в этой области СССР на тот момент не имел, речь могла идти только о копировании одной из зарубежных моделей.

Однако какой именно? Комиссия при Главметалле, которой поручили создание проекта, подошла к решению этого вопроса довольно оригинальным образом. Пяти молодым инженерам предложили рассмотреть какую-либо из зарубежных моделей и защитить ее перед специалистами тракторного дела.

Из представленных проектов наибольший интерес вызвали американский «Интернационал» и шведский «Аванс». Однако и тот и другой имели как достоинства, так и недостатки. «Аванс» был прост в сборке и работал на дешевой нефти. Он лучше справлялся с работой на целинных землях, но при больших нагрузках мог потерять управление и опрокинуться.

«Интернационал» оказался более надежным и, несмотря на более дорогое топливо – керосин, более экономичным. Выбор в конечном итоге остановили именно на нем. Важным достоинством «Интернационала» было и то, что все узлы трактора были унифицированы и легко заменялись. Именно это позволило производству быстро принять массовый характер.

Обрусевший американец

Перенос американской технологии на российскую почву сопровождался множеством трудностей. Производитель «Интернационала», фирма «Маккормик», опасаясь возможной конкуренции в будущем, отказала советским специалистам в консультациях и даже запретила посещение своих заводов.

В отсутствие какой-либо документации параметры производства зачастую приходилось рассчитывать опытным путем. Иногда это требовало оригинальных решений. Например, инженеры разрабатывали проект сборки трактора, наблюдая за водителями, которые делали это вручную. Полученные данные адаптировались под заводские условия и становились основой технологического процесса.

«Интернационал» не был первым трактором, скопированным в СССР. Несколькими годами ранее на «Красном Путиловце» был налажен выпуск «Фордзонов». Однако если при разработке последнего была сохранена американская дюймовая система мер, для СТЗ все расчеты были переведены в метрическую систему – впервые в стране.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Проблемы сопровождали свежепостроенный завод и в первые месяцы его работы. Немудрено, ведь такого масштабного тракторного производства страна еще не знала. Так, руководители СТЗ не наладили достаточных связей с поставщиками и не позаботились о запасах металла, в результате чего производство регулярно простаивало из-за нехватки материалов. Отсутствие опыта и неразвитая инфраструктура привели к тому, что к концу 1930 года из запланированных 20 тысяч тракторов выпустили всего 1002.

Однако главной проблемой оставался недостаток квалифицированных кадров. Чтобы ее решить, были организованы многочисленные курсы и школы фабрично-заводского ученичества. Буквально все сотрудники завода, от рабочих до инженеров, с невиданным рвением взялись за освоение новых производственных технологий. Около года потребовалось заводу на то, чтобы выйти на проектную мощность, однако в апреле 1929 года он уже выпускал порядка 150 машин в сутки.

На опыте СТЗ в свою очередь учились другие предприятия. Так, вслед за Сталинградом тракторный завод был создан и в Харькове. Производство на нем было налажено гораздо более быстро и безболезненно: строительство началось в январе 1930 года, а первый трактор сошел с конвейера уже в августе 1931-го. По конструкции он был аналогичен сталинградскому и получил индекс СХТЗ-15/30.

На все колеса мастер

Одним из главных достоинств «Интернационала», унаследованным СТЗ и СХТЗ, была его универсальность. Трактор отличала большая мощность: тяговое усилие на крюке могло достигать 15 л. с. Это позволяло использовать его не только для работы с двухкорпусными и трехкорпусными плугами, но практически со всеми видами навесных орудий.

Кроме того, трактор был оснащен валом отбора мощности и мог служить двигателем для стационарных машин, например насоса или механической пилы.

Другая особенность трактора – его приспособленность к грунтовым проселочным дорогам и пашням. Колеса у CXT3-15/30 не имели шин, но были оснащены так называемыми почвозацепами – специальными треугольными шипами. Они делали машину непригодной для езды по дорогам с твердым покрытием, но зато помогали лучше распахивать поля.

СХТЗ-15/30 – классический трактор с рамным остовом и четырехтактным карбюраторным двигателем. В конструкции самого двигателя, впрочем, был ряд новшеств, увеличивавших его надежность: магнето высокого напряжения, масляный воздухоочиститель, а также фильтр и насос для смазки. Главная передача была конической, а конечные – цилиндрическими и одноступенчатыми. Это в значительной мере повышало КПД трансмиссии. Двигатель работал на керосине и позволял развивать скорость до 7,4 км/ч.

Туда и обратно

Тракторостроение в СССР развивалось стремительными темпами. Если в начале 1930-х СХТЗ-15/30 был одной из передовых моделей, уже к концу десятилетия его вытеснили более совершенные разработки. Спроектированный Научным автотракторным институтом гусеничный трактор СТЗ-НАТИ мощностью вдвое превосходил своего предшественника. Кроме того, это была не копия зарубежной модели, а полностью отечественная разработка,
использовавшая, впрочем, многие передовые достижения западного машиностроения.

К середине 1940-х СХТЗ-15/30 считался полностью устаревшим, и его уже не только не выпускали, но и практически не использовали. Однако Великая Отечественная война нанесла значительный урон экономике, и в частности сельскому хозяйству СССР, поэтому производство сравнительно дешевого СХТЗ-15/30 было ненадолго возобновлено.

В 1947 году московские власти начали подготовку к выпуску тракторов этого типа на предприятиях города и области. Масштабы производства были, конечно, значительно меньше, чем на Сталинградском заводе, однако к 1950 году 92% тракторного парка Московской области составляли СХТЗ-15/30, всего 7577 машин.

CXT3-15/30, производившиеся после войны, имели марку ВАРЗ – Второй авторемонтный завод. В действительности они изготовлялись совсем не там. ВАРЗ просто не имел достаточных мощностей для полноценного производства. Предприятия, участвовавшие в выпуске тракторов, были оборонными. Поскольку с окончанием войны потребность в их продукции сильно сократилась, их начали перепрофилировать для нужд мирного времени, но это были режимные учреждения, и их участие в производстве тракторов хранилось в секрете.

Параллельно центральная власть принимала меры для быстрейшего внедрения новых типов сельскохозяйственных машин. Новые гусеничные тракторы «Сталинец-80», «Кировец», Д-35 и ДТ-54 отличались как большей мощностью, так и меньшим расходом дизельного топлива и со временем полностью вытеснили СХТЗ-15/30.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×