7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор дт 54

Трактор ДТ 54 (Гусеничный) – Технические характеристики

В СССР гусеничная техника была востребована в сельском хозяйстве. Трактор ДТ54 стал одной из самых массово выпускаемых гусеничных машин с 1949 по 1979 год. ДТ54 использовался не только в советском союзе, он пользовался популярностью в более чем 30 государствах планеты. За время производства было выпущено более 950 000 единиц техники.

Назначение машины

На протяжении 30 лет ДТ54 выпускался одновременно на трех тракторных заводах. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ на почвах различной степени твердости. Тяговые характеристики позволяли использовать трактор для выполнения следующих работ:

  • Вспашка. Машина может работать с пятикорпусным плугом;
  • Культивация;
  • Посев;
  • Уборка урожая;

СПРАВКА: Дополнительно модель может укомплектовываться фронтальным отвалом. Это позволяет использовать ДТ54 на строительных площадках в качестве бульдозера.

Трактор оказывает минимальное давление на плодородные слои почвы. Это возможно, благодаря большой площади соприкосновения ходовой части с поверхностью. Дополнительно производители оснащали трактор широкими гусеницами. Это повышало проходимость машины и позволяло использовать ее в болотистой местности.

Технические характеристики ДТ 54

По сравнению с предшествующей моделью СТЗ-НАТИ, трактор ДТ54 имел высокие тяговые свойства и технические показатели. Улучшенные характеристики машине придавал дизельный силовой агрегат. Он был неприхотлив к качеству топлива, и имел большой моторесурс.

Габариты модели

Трактор легенда ДТ54 имеет следующие габаритные размеры:

  1. Снаряженная масса машины – 5400 килограмм;
  2. Длина с прицепным устройством в крайнем верхнем положении – 3660 миллиметров;
  3. Высота от почвы до верхнего края крыши – 2300 мм;
  4. Ширина по наружным краям траков – 1865 мм;
  5. Дорожный просвет в районе коробки переключения передач – 260 мм;
  6. Колея по центрам гусениц – 1435 мм;
  7. Максимальное давление на поверхность – 410 г/см2;
  8. Тип ходовой части – гусеничная;
  9. Кабина – цельнометаллическая;
  10. Коробка переключения передач – механическая;
  11. Количество передач для движения вперед – 5;
  12. Количество передач для движения назад – 1;
  13. Максимальная скорость движения – 7.9 км/ч;
  14. Объем топливного бака – 185 литров.

ВНИМАНИЕ: Машина оснащается раздельной тормозной системой. Это позволяет выполнять разворот практически на одном месте.

Силовой агрегат

Гусеничный трактор ДТ54 оснащен дизельной силовой установкой. Мотор надежен и неприхотлив к условиям работы. Основная часть поломок силовой установки – мелкие неисправности, которые можно устранить в полевых условиях в кратчайшие сроки. Простота конструкции позволяет трактористу выполнять ремонт самостоятельно, без привлечения высококвалифицированных механиков.

Мотор имеет следующие технические характеристики:

  • Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
  • Количество цилиндров – 4;
  • Расположение цилиндров – рядное;
  • Объем силовой установки 7.45 л;
  • Полная масса агрегата – 1100 килограмм;
  • Мощность – 54 лошадиных силы;
  • Диаметр цилиндров – 125 мм;
  • Ход поршня от верхней, до нижней мертвой точки – 152 мм;
  • Газораспределительный механизм – клапанный;
  • Максимальный расход дизельного топлива – 205 грамм/л. с за один час работы.

Двигатель имеет комбинированную систему охлаждения. Масло охлаждается, проходя через трубчатый радиатор. Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляется водяной помпой. Комбинированная система позволяет использовать машину в любых климатических условиях.

Запуск силовой установки осуществляется при помощи бензинового одноцилиндрового пускателя. Его мощность составляет 10 лошадиных сил. После запуска основного агрегата привод пускателя выходит из зацепления автоматически. Запуск двухтактного пускателя осуществляется путем раскручивания маховика кожаным шнуром.

Трансмиссия

Трактор ДТ54 оснащен механической коробкой переключения передач. Она имеет 5 передач для движения вперед и 1 назад. Для увеличения тяговых характеристик коробка переключения передач оборудована ходоуменьшителем. Он имеет два режима работы.

Передача крутящего момента от силового агрегата к КПП осуществляется при помощи муфты сцепления сухого типа. Нормальное положение муфты сцепления включенное. Выключение сцепления осуществляется нажатием на педаль в кабине оператора.

Коробка переключения передач установлена отдельно от ведущего моста. Начиная с 1956 года, производители оснащали машину системой раздельного управления и тормозов. Так же можете прочитать про Минитрактор Уралец – Технические характеристики.

Кабина и пост управления

Производители оборудовали модель ДТ-54 цельнометаллической кабиной. В кабине установлено двухместное сидение и элементы управления машиной.

Кабина закрытого типа с остеклением. К задней стенке кабины крепится спинка сидения и емкость для топлива. На передней стенке расположен щиток контрольно измерительных приборов. Он позволяет оператору контролировать работу систем во время управления трактором. На полу кабины расположены педаль сцепления, акселератора и две педали раздельного тормоза.

ВАЖНО: До 1956 года в кабине гусеничного трактора ДТ54 была установлена одна педаль тормоза. Раздельные тормоза не применялись на специализированной технике.

Поворот машины осуществляется при помощи двух рычагов, расположенных в кабине оператора. Рулевое колесо отсутствует. Для удобства сиденье тракториста оборудовано подлокотником. Кабина установлена на эластичные подушки. Это снижает уровень вибрации, передающейся от силового агрегата и гусеничной ходовой части. Кабина не герметична. При использовании трактора в салон попадает большое количество пыли.

Ходовая часть

По сравнению с предшествующими моделями, ДТ54 получил модернизированную ходовую часть. Она состоит из:

  • Двух траков;
  • Две ведущие звездочки;
  • Направляющие колеса;
  • Поддерживающие ролики;
  • Предохраняющие накладки.

Гусеницы состоят из звеньев, соединенных между собой при помощи пальцев. Составляющие гусениц изготовлены из стали высокого качества. Это увеличивает ресурс траков.

Гусеничные ленты приводятся в действие ведущими звездочками. Для предотвращения провисания верхней части гусеницы предусмотрены поддерживающие ролики. Натяжение траков осуществляется направляющими колесами.

Для предотвращения трения траков о картер, производитель устанавливает предохранительные накладки. Одновременно с защитой картера они являются направляющими для гусеничной ленты.

Отличительной особенностью ДТ54 от предшествующих моделей тракторов является то, что все подшипники ходовой части закрыты крышками. Они предотвращают вытекание смазки и попадание пыли во время работы механизма. Некоторые пылезащитные крышки имеют места для установки тавотниц. Это позволяет осуществлять смазку узла, не демонтируя защитную крышку.

Модификации машины

Базовая модель трактора была усовершенствована. Производители начали выпускать модель ДТ 54А. Машина отличается более современной системой навески. Навеска может использоваться в двухточечном или трехточечном варианте. Это позволило расширить список используемых навесных агрегатов. Трактор ДТ 54А выпускался производителями в нескольких модификациях:

  1. Трактор ДТ 54А-С1. Производитель оборудовал машину 4 розетками, для подключения электропроводки, установленной на съемном оборудовании. Питание электрооборудования осуществлялось генератором переменного тока. Производитель оборудовал ДТ 54А 4 фарами для работы в условиях плохой видимости. Гидравлическая система модификации – раздельная;
  2. Модель ДТ 54А-С2. Отличием от вышеописанной модификации является отсутствие гидравлических цилиндров, необходимых для навесного оборудования;
  3. Трактор ДТ 54А-С3. Модификация предназначена работы с оборудованием прицепного типа. У модели отсутствует гидравлическая система. Трактор применяется для буксировки прицепов и другого оборудования, не оснащенного гидравликой;
  4. Модель ДТ 54А-С4. Технические характеристики машины идентичны первой модели. Отличие состоит в отсутствии выносных цилиндров.
Читать еще:  Трактор т-25 технические характеристики

Из вышеперечисленного следует, что гусеничный трактор ДТ54, технические характеристики которого представлены выше, имеет высокие тяговые показатели. Он может применяться как в сельском хозяйстве, так и в других сферах деятельности. С дополнительным оборудованием трактор может использоваться в качестве бульдозера.

ДТ 54

Трактор ДТ 54 является советской машиной гусеничного типа, предназначенной для выполнения массы работ в сельском хозяйстве и не только. По тем временам трактор ДТ 54 считался довольно мощной техникой, максимально достижимая мощность которого достигала отметки в 54 лошадиные силы. Выпуск данного трактора сначала осуществлял Сталинградский тракторный завод в период с 1949 до 1963 года, так же с 1949 года принимал участие и Харьковский тракторный завод, производство на котором было окончено в 1961 году. Немного позже, а именно в 1952 году был подключен Алтайский тракторный завод, и производство данного трактора полностью остановилось в 1979 году. Но, несмотря на это, данная машина эксплуатируется и по настоящее время. За все годы производства было выпущено около 958 тысяч машин.

Навигация по статье

Назначение

Трактор ДТ 54 в основном предназначен для эксплуатации в различных видах работ сельского хозяйства, но также он применяется и в строительстве. В сельском хозяйстве трактор используют для вспашки полей с различными четырех или же пятикорпусными плугами, культивирования почвы, копательных работ и многого другого. Для дальнейшего расширения комплекса выполнимых работ, также применяются и дополнительные прицепные сельскохозяйственные машины. Также существует и модель ДТ 54А, которая предназначена для эксплуатации в торфяных или же болотных районах. Это объясняется тем, что трактор имеет довольно широкие гусеницы, которые как раз и позволяют трактору не увязнуть и выполнять необходимые задачи.

Навесное оборудование

Стоит отметить, что данный трактор был разбит на несколько моделей, к которым прилагалось то или иное дополнительное навесное оборудование. Но в основном из этого оборудования трактор может использовать различные плуги как навесного, так и прицепного типа. Для эксплуатации трактора в сельском хозяйстве имеется следующий набор узлов дополнительного навесного оборудования:

  • Различные плуги, такие как ПН-4-35, ПРН-4-35 и ПБН-2-60.
  • Агрегаты для культивирования почвы, а именно КРН-3, КРН-5, КРН-3К и 3КПН-3В.
  • Оборудование, предназначенное для кошения, а именно КН-14.
  • Оборудование, предназначенное для боронирования, а именно ЗБДН-2 и ЗРБН-3.
  • Рассадочные агрегаты СРН-8.
  • Машина, предназначенная для посадки деревьев СЛН-1.
  • Сельскохозяйственная машина, предназначенная для полива кормовых, овощных, зерновых и технических культур, которая также активно применяется в работе на лугах и пастбищах ДДА-100М.

Модификации

Данный трактор имеет несколько модификаций, которые отличаются друг от друга наличием какого-либо оборудования и видом выполняемых трактором работ.
В модели ДТ 54А предусмотрена раздельно-агрегатная гидравлическая система. Благодаря этому можно использовать различное навесное оборудование управляемое трактористом. Как раз данная модель и модифицировалась несколько раз, всего существует четыре разновидности, а именно:

  1. В модификацию ДТ 54А-С1 входила раздельно-агрегатная гидравлическая система, которая имеет основные и выносные силовые цилиндры. Также в данную модель было включено навесное устройство, наличие которого позволило трактору расширить спектр выполняемых задач.
  2. Модификация ДТ 54А-С2 является идентичной моделью с предыдущей модификацией, но стоит отметить, что в данном случае на тракторе отсутствуют устройство для навесного оборудования и основные, а также выносные силовые цилиндры.
  3. Модификация ДТ 54А-С3 является версией машины, которая предназначена для работы с прицепным оборудованием, так как гидравлическая навесная система в данной модели отсутствует.
  4. Модификация ДТ 54А-С4 включает в себя все то же самое, что и первая модель трактора из этого списка, но в данной же отсутствуют выносные силовые цилиндры.

Сам же трактор ДТ 54А обладает более надежным силовым агрегатом, в котором обычные поршни были заменены на сплав алюминия. Также система навесного оборудования в данной модели имеет двух или же трех точечную наладку. Также изменениям был подвергнут и генератор трактора. Оснащен трактор четырьмя фарами и розетками, с помощью которых можно включить фары и на прицепном оборудовании.

Технические характеристики

Масса трактора без навесного оборудования составляет 5400 килограмм. Длина всей конструкции от края до края и с наличием навесного устройства обладает значением в 3660 миллиметров. Ширина с учетом краев гусениц в стандартной модели составляет 1865 миллиметров. Высота, начина от самого низа и до крыши составляет ровно 2300 миллиметров. Дорожный просвет трактора имеет значение в 260 миллиметров. Расстояние между гусениц с учетом середины каждой из них составляет 1435 миллиметров. База, а именно расстояние между осями крайних опорных катков обладает значением в 1622 миллиметра.

Коробка переключения передач имеет пять передач движения трактора вперед и одну передачу движения трактора задним ходом. Машина на прямом участке может развить максимальную скорость почти в восемь километров в час.

Трактор оборудован четырехтактным дизельным двигателем с вихревыми камерами сгорания. В этом двигателе отсутствует компрессор, но это не мешает показывать довольно приличные тяговые характеристики всей машины.

Сигнализация у трактора установлена на выхлопной трубе и имеет вид сирены. Для продолжительной работы кабина оснащена 2.5 литровым питьевым бачком и отопителем, который позволит проводить различные виды работ в холодных условиях.

Также предусмотрен ходоуменьшитель шестеренчатого типа, который необходим при выполнении работы на довольно медленной скорости, но стоит отметить, что использование ходоуменьшителя при большой нагрузке недопустимо, так как это приведет к серьезным повреждениям трансмиссии, а именно некоторых деталей.

Особенности

Из особенностей данного трактора необходимо отметить его простоту конструкции, так как при поломке можно легко и быстро найти неисправность и исключить её. Силовой агрегат трактора может похвастаться своей высокой надежностью, довольно неплохими тяговыми характеристиками и, конечно же, большим эксплуатационным ресурсом, что также является важным значением при работе в сельском хозяйстве или же строительстве. Двигатель трактора обладает довольно низким расходом топлива, а объем топливного бака составляет 185 литров (но на модели трактора ДТ 54А объем топливного бака был увеличен до 250 литров). Благодаря этому трактор способен выполнять работу достаточно долгое время и при приличной нагрузке на двигатель без частых остановок на дозаправку, что также является плюсом в любых видах работ.

Видео

Двигатель

Изначально на трактор устанавливался силовой агрегат модели Д-54, но позже данный двигатель был усовершенствован и получил название Д-54А. Сам же двигатель является четырехтактным дизельным, который способен развить максимально допустимую мощность в 54 лошадиные силы, получив при этом довольно высокий крутящий момент в 343 Нм. Номинальные обороты коленчатого вала у данного силового агрегата составляют 1300 оборотов в минуту. Сам же запуск происходит за счет бензинового пускового двигателя ПД-10М, который обладает мощностью в 10 лошадиных сил.

Читать еще:  Трактор амкодор фото

Цена нового и б/у

Исходя из того, что производство трактора ДТ 54 было остановлено еще в 1979 году, то приобрести новый трактор невозможно. Для приобретения доступны лишь б/у модели трактора, стоимость которых варьируется от 180 тысяч и до 200 тысяч рублей.

Некоторые обладатели, а также любители ДТ 54 восстанавливают по частям старые модели из металлолома и производят полную реставрацию и капитальный ремонт всех механизмов. Конечно, стоимость на такой вариант будет значительно выше, однако следует иметь ввиду, что такой вариант трактора можно назвать новым. Стоимость такого трактора имеет диапазон от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Цена, как правило, напрямую зависит от технического состояния и какого-либо оснащения.

Трактор ДТ-54

ДТ-54 относится к гусеничным сельскохозяйственным тракторам. Техника предназначается для уборки, посева, проведения пахоты и прочих сельскохозяйственных, планировочных и землеройных работ с агрегатами малого захвата. ДТ-54 агрегируется с 5- или 4-корпусным плугом, прицепными сельскохозяйственными машинами, имея диапазон тяговых усилий в 1000-2500 кг.

Выпуск данной модели был налажен сразу на трех советских заводах. В Сталинграде ДТ-54 выпускали в 1949-1963 годах, в Харькове – в 1949-1961 годах, на Алтае – в 1952-1979 годах. Всего было выпущено порядка 957900 единиц техники. В настоящее время производство трактора остановлено.

Модель ДТ-54 оказалась важным шагом в истории тракторостроения. Трактор стал значительно лучше предшественников по техническим показателям и полностью соответствовал нормам сельскохозяйственного производства, предъявляемым в 50-60-х годах.

Видео ДТ-54

Основой для создания ДТ-54 была модель АСХТЗ-НАТИ. Однако трактор существенно отличался от него. ДТ-54 был выполнен по новой схеме. Дизельный агрегат, установленный в модель, имел несколько существенных преимуществ в сравнении с предшественниками. В нем удалось исключить возможность разжижения масла топливом. Кроме того, он обеспечивал более экономичную работу с меньшим расходом масла.

Трактор выпускался в следующих модификациях:

  • ДТ-54А-С1 с раздельно-агрегатной гидравлической на¬весной системой и механизмом, позволяющим навешивать орудия;
  • ДТ-54А-С2 со всеми агрегатами навесной системы, кроме основного силового цилиндра и механизма для навешивания орудий;
  • ДТ-54А-СЗ без соответствующих агрегатов;
  • ДТ-54А-С4 с навесной системой, аналогичной ДТ-54А-С1, но с отсутствием выносных цилиндров. Данный вариант был рекомендован для всех областей СССР.

История ДТ-54 не закончилась с завершением производства. На основе данной модели были разработаны трактора Т-74, Т-75 и ДТ-75. Популярность ДТ-54 в СССР была настолько огромна, что трактор регулярно появлялся в советских фильмах.

Технические характеристики

ДТ-54 получил двигатель мощности 54 (39,7) л.с. (кВт) при частоте оборотов в 1300 об/мин. Техника имела массу 5400 кг, габаритные размеры: длина – 3660 мм, ширина – 1865 мм, высота – 2300 мм. Удельное давление ДТ-54 на грунт равнялось 0,41 кг/кв. см, колея составляла 1435 мм.

Норма расхода топлива трактора ДТ-54

Расход топлива модели составлял 205 г/л.с. в час при емкости топливного бака в 185 литров.

Двигатель

Трактор получил четырехтактный четырехцилиндровый агрегат с вихрекамерным смесеобразованием (54 «лошади»). Двигатель обеспечивал скоростной режим 3,59-7,92 км/час.

Топливный бак в модели располагался за кабиной и оснащался специальной мерной линейкой. Горючее из него попадало в топливный насос, проходя два фильтра: фильтр тонкой очистки, состоящий из сменных патронов с намотанной на них банкаброшной хлопчатобумажной нитью, и ленточный металлический фильтр. Напор топлива поддерживала подкачивающая поршневая помпа.

Количество горючего, поступающего в цилиндры мотора, регулировалось для данного режима автоматически посредством всережимного регулятора с корректором. Режим работы выбирался при помощи акселератора, дополненного храповой защелкой. Вал регулятора приводился в движение через шестеренчатую передачу.
В цилиндры воздух поступал через воздухоочиститель. Он очищался в сухом центробежном пылеуловителе, в масляном пылеуловителе, а затем в мокром сетчатом фильтре.

Фильтрация масла в Д-54 была двух типов. У ранних версий масло прогонялось через картонный фильтрующий элемент АСФО и металлический ленточный фильтр (двойная фильтрация). В более поздних версиях применялась тройная фильтрация: в полостях шатунных шеек; в центрифуге, функционирующей в отводной ветви; и через металлический ленточный фильтр. Масло дизеля охлаждалось в трубчатом радиаторе.
Охлаждение самого двигателя было принудительным водяным. Запуск дизеля происходил от бензинового двигателя ПД-10 (10 «лошадей»). Передача от пускового мотора была реализована в виде двухступенчатого редуктора. Пусковой двигатель отключался от основного сразу после пуска автоматически.
Двигатель имел счетчик моточасов, показывающий число часов, отработанных им.

Устройство

ДТ-54 оснащался пятискоростной коробкой передач. Также был предусмотрен ходоуменьшитель, имеющий два диапазона, обеспечивающих движение техники на 10 замедленных скоростях.

Управление муфтами и поворотами было раздельным, что существенно облегчало работу с трактором. Тормоза и муфты было удобно регулировать, а продолжительность эксплуатации без регулировки выросла. Раздельного управления до 1956 года не существовало.

Трактор получил ленточные тормоза с двухсторонним действием. Предохранительные накладки, являющиеся также направляющими для скольжения гусениц, сокращали трение гусениц и картера передачи. Их также не было в конструкции тракторов до 1956 года.

Модель получила сигнализацию (сирену) на выпускной трубе и питьевой бачок на 2,5 литра. В отдельных модификациях устанавливали отопитель.

Трактор ДТ-54 — история первого дизельного трактора

Тридцать лет с конвейеров трех крупных тракторостроительных заводов, Сталинградского, Харьковского и Алтайского, сходил мощный гусеничный трактор общего назначения ДТ-54. Его использовали на культивации, пахоте, уборке и посеве сельскохозяйственных культур, для землеройных и планировочных работ.

По всем техническим характеристикам ДТ-54 превосходил своих предшественников. Его проходимость, тяговые качества, долговечность, стоимость и другие характеристики как нельзя лучше отвечали требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1970-х годов. О популярности этой модели говорят памятники ДТ-54 в разных уголках страны. Так, этот трактор на постаменте можно увидеть в селах Рощино (Хабаровский край), Победа (Омская область), Половинное (Курганская область), Акмурун (Башкортостан), городе Чистополь (Татарстан), совхозе «Декабрист» (Саратовская область).

Преимущества дизеля по сравнению с карбюраторным двигателем очевидны: он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий КПД, низкий удельный расход топлива и ряд других достоинств.

В начале 1930-х годов на Сталинградском тракторном заводе был создан дизельный тракторный двигатель, но он не стал заменой керосиновому мотору из-за неподготовленности отечественной промышленности к выпуску топливной аппаратуры и дизельного топлива. Первые дизельные двигатели испытывали на тракторах СТЗ-НАТИ. Конструкторские поиски по новому, дизельному трактору продолжались в войну и после нее ш на трех крупнейших заводах.

Читать еще:  Отзывы о тракторе скаут т-15

Первый дизельный трактор

От предшественника, трактора СТЗ-НАТИ, ДТ-54 отличала пятискоростная коробка передач, что улучшило использование мощности при агрегатировании с прицепным оборудованием. Новый трактор расходовал на 30-40 % меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить до 10 тонн топлива на одну машину. Удалось достичь унификации свыше 70 % деталей нового двигателя со старым, что давало экономию в организации производства.

На тракторе установили четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-54, с вихрекамерным смесеобразованием, водяного охлаждения. Объем топлива, подаваемого в цилиндры, регулировался центробежным всережимным регулятором с корректором. Топливо проходило через два фильтра под действием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивал грубую очистку, фильтр для тонкой очистки представлял собой сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

Увеличить долговечность работы двигателя позволила тройная фильтрация масла: в металлическом ленточном фильтре, реактивной центрифуге и полостях шатунных шеек коленчатого вала. Воздух, поступавший в цилиндры, также проходил тройную очистку: в сухом центробежном и масляном пылеуловителях и в мокром сетчатом фильтре.

Пуск дизеля осуществлялся пусковым двигателем ПД-10 или ПД-1 ОМ. Использовался двухпозиционный декомпрессор. Значительно усовершенствована была ходовая часть трактора, применены торцовые металлические самоподжимные уплотнения. Все трущиеся части и подшипники были надежно закрыты, что исключало проникновение пыли. Особое внимание конструкторы обратили на улучшение труда трактористов: установили закрытую кабину и облегчили в 2,5 раза переключение рычагов рулевого управления.

Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта. Машины выпуска 1953 года в Гла-зуновской МТС Сталинградской области, например, вырабатывали до замены деталей поршневой группы 3600-4000 часов. Опытные образцы новой машины успешно выдержали длительные и всесторонние испытания, проведенные в 1946-1948 годах под Армавиром и Ташкентом, и были утверждены к производству.

Трудности перехода на новую модель

По решению правительства Сталинградский и Харьковский тракторные заводы должны были в кратчайшие сроки перейти без остановки производства на массовый выпуск дизельного трактора ДТ-54. В тяжелые послевоенные годы перед сталинградцами встала задача восстановления завода и создания квалифицированного трудового коллектива. За три года было подготовлено более 3000 новых рабочих, свыше 9000 повысили свою квалификацию. Увеличилось число дипломированных специалистов за счет притока молодых кадров.

Однако безостановочный переход на производство дизельных тракторов был сопряжен с серьезными трудностями, вызванными сжатыми сроками и огромными масштабами подготовительных работ. В течение 8-10 месяцев нужно было спроектировать и изготовить 2500 приспособлений, сотни моделей, точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований режущего вспомогательного, мерительного инструмента.

Нужно было реконструировать цеха, создать новый цех пусковых двигателей, ввести в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, перемонтировать сотни станков, ввести в строй мощный котел на ТЭЦ с полным комплексом механизированной углеподачи, а кроме того, дополнительно приобрести 320 специальных станков и 540 универсальных, 5000 тонн металла.

Послевоенный подвиг

Чтобы все это осуществить, потребовалась колоссальная организационная работа, энтузиазм и самоотверженность. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.

Тысячи рабочих изучили технологию изготовления деталей трактора ДТ-54 в кружках, проводились специальные лекции о передовой технике. Большой вклад в успешную подготовку к производству нового трактора внесли рационализаторы и изобретатели. 648 рационализаторских предложений были внедрены в производство и дали годовую экономию в 4,315 млн рублей. Наиболее активными были технолог цеха шасси И. Г. Кляр, технолог тракторного цеха М. П. Самойлов, мастер 1-го механического цеха А. Г. Блаунштейн, заместитель начальника моторного цеха В. А. Семергей.

В конце октября 1949 года технологическая подготовка средств производства, необходимых для выпуска новой машины на СТЗ, завершилась. 7 ноября 1949 года через площадь Павших борцов Сталинграда под аплодисменты прошла колонна тракторов новой советской марки. 25 ноября годовой план выпуска трактора СТЗ-НАТИ завод завершил досрочно. На ленту конвейера уложили рамы новых, более совершенных машин. Переход завода на выпуск дизельного трактора был осуществлен без остановки производства. Такого примера не знала история российского и мирового тракторостроения.

Совершенствование

Шаг за шагом коллектив завода модернизировал трактор ДТ-54. В 1952 году были внедрены такие конструкторские усовершенствования, как термообработка задней оси, декомпрессионный механизм улучшенного типа, новая водопомпа, головка цилиндра с уменьшенным диаметром всасывающего клапана. Вес трактора уменьшился на 25 кг при экономии 40 кг проката.

В 1953 году на тракторе появилась закрытая кабина. В это же время было найдено конструкторское решение, позволившее ликвидировать такое отрицательное явление, как отрыв болтов противовесов. Были устранены дефекты повышенного расхода картерной смазки, преждевременный износ поршневой группы, которые были характерны для тракторов выпуска 1950-1951 годов, налажена кокильная отливка звездочек, создан новый, оригинальной схемы, задний мост с раздельным управлением. Новая конструкция, разработанная инженером В. А. Волчковым, позволяла значительно упростить механизм и сократить более чем вдвое усилия тракториста при поворотах.

С 1952 года двигатель был оборудован счетчиком моточасов. С 1956 года стали применять специальные предохранительные накладки для исключения трения гусениц трактора о картер конечной передачи. Они же служили направляющими для скольжения гусениц.

Активное участие в разработке и модернизации узлов трактора ДТ-54 принимали конструкторы А.И. Просихин, Н.П. Харченко, Ю.П. Балюба, Б.А. Иваниди, В.А. Родионов, А.Ф. Чулков, Л.Л. Фрезинский, технологи О.М. Рудыкин, Г.С. Попов, В.А. Четырин и др. Ученые Сталинградского механического и сельскохозяйственного институтов помогли в организации новых потоков в цехе шасси, на линиях механической обработки коленчатой оси, катка и звездочки, что позволило повысить производительность труда на 30%. О процессе совершенствования трактора ДТ-54 свидетельствует уменьшение рекламаций. В 1949 году они составляли 34 % к выпуску тракторов, а в 1954-м — всего 0,11 %.

Высокие тяговые качества и проходимость, а также низкая стоимость обеспечили трактору ДТ-54 в 1950-1960-е годы наибольшую популярность в сельском хозяйстве.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector