Трактор мтз 52 - Дневник садовода minitraktor-pushkino.ru
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор мтз 52

Трактор Беларус МТЗ-50(52) технические характеристики и особенности

Модель трактора МТЗ 50 и его полноприводная версия МТЗ 52 начала выходить с производственных линий Минского Тракторного Завода с 1961 года и массово выпускалась до 1985 . За этот период было выпущено более 1 млн. 265 тысяч единиц техники данных модификаций. Разработка стала основой для выпуска трактора МТЗ 80(82) и впоследствии целой серии модифицированных машин, выпускаемых по сегодняшний день. Данная модель является одним из первых тракторов, выпускаемых в СССР, который по своему применению и функциональным возможностям характеризуется как универсально-пропашная машина. Технические возможности трактора дают высокий коэффициент применения в различных областях народного хозяйства, что определило высокий спрос на данную технику и её популярность на долгие годы.

На сегодня трактора модели МТЗ 50(52) до сих пор встречаются в использовании. Техническая живучесть данной техники объясняется высоким процентом унификации и взаимозаменяемости деталей и узлов машины со своими младшими братьями — тракторами семейства МТЗ.

Характеристики трактора

Основой машины является полурамный остов, состоящий из боковых параллельных брусов и литой передней поперечной части. Остальную часть остова выполняют соединённые между собой литые корпуса механизмов трансмиссии: корпус сцепления, картер КПП и картер заднего моста. На полураме размещён силовой агрегат, соединённый через корпус сцепления с трансмиссией трактора.

Общие параметры

Размер (ширина Х высота Х длина )мм

Продольная база мм

Дорожный просвет под рукавами полуосей заднего моста мм

Просвет под задним мостом мм

Просвет под передней осью мм

Просвет под картером переднего моста мм

Радиус поворота с подтормаживанием м

Ширина колеи мм

Вес трактора кг

Характеристики силового агрегата

Д-50 (со стартером) Д-50Л (с пусковым двигателем)

Четырёхтактный, четырёхцилиндровый дизельный

Мощность номинальная л.с

Максимальная мощность л.с

Рабочий ресурс до капитального ремонта мото-часов

Номинальная частота вращения об/мин

Диаметр цилиндра мм

Общий рабочий объём цилиндров л.

Удельный расход топлива г/л.с в час

Порядок работы цилиндров

Всережимный центробежного типа

ФШ-6-2-25˚ штифтовая закрытого типа

Давление впрыска кгс/см²

Пусковой двигатель Д-50Л

Вес сухого дизеля Д-50 кг

Вес сухого дизеля Д-50Л кг

Давление масла в дизеле кгс/см²

Заправки систем и узлов трактора

Топливный бак трактора

Топливный бак пускового двигателя ПД-10У

Система охлаждения МТЗ 50

Система охлаждения МТЗ 50Л

Система смазки дизеля

Корпус переднего моста

Корпус переднего бортового редуктора

Корпус верхней конической пары ПВМ

Промежуточная опора привода ПВМ

Корпус гидроусилителя руля

Электрическая система

Электропроводка трактора – однопроводная с напряжением в сети 12 вольт, отрицательный полюс соединён с массой трактора. Аккумуляторная батарея МТЗ 50(52) -3СТ 195 с напряжением 6 вольт и ёмкостью 195 А/ч расположены в отсеках под сиденьем водителя. В МТЗ 50Л(52Л) аккумуляторы 6-ТСТ 45 с напряжением 12 вольт и ёмкостью 45 А/ч.

Гидросистема

Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора включает в себя:

  • Шестерёнчатый гидронасос НШ 32 установленный на корпусе гидробака получает привод через промежуточную шестерню от ведущей шестерни привода ВОМ в промежуточной части трансмиссии. Включение привода осуществляется рычагом при введении в зацепление скользящей шестерни привода. Узел обеспечивает давление в системе 100 кгс/см² с производительностью 40 л/мин.
  • Распределитель Р75-В3А золотниково-клапанный с фиксацией в рабочих и плавающем положениях. Узел установлен на корпусе гидроузлов одновременно выполняющего функцию гидробака. Предохранительный клапан распределителя ограничивает давление в системе до 130 кгс/². Крайний правый рычаг устройства предназначен для управления гидроцилиндром навески трактора остальные два для работы с выносными цилиндрами в составе навесного или прицепного оборудования.
  • Гидроцилиндр навески двухстороннего действия с ходом штока 200мм, диаметром штока 75 мм и диаметром поршня 100 мм.
  • Гидроувеличитель сцепного веса – гидростатический с автоматическим поддержанием заданного давления оборудованный в своей системе пружинным гидроаккумулятором.

Исправная работа системы обеспечивает грузоподъёмность в 800 кг на вылете центра тяжести относительно оси задних колёс не более 1,5 м.

Рулевое управление и гидровлическое усиление

Управление осуществляется передачей вращения от рулевого колеса на червяк, взаимодействующий с косозубым сектором. Передача осуществляется с передаточным числом 17,5. Механическая передача данной пары усиляется гидроусилителем. В состав отдельной гидросистемы усилителя руля входит:

  • Шестерёнчатый насос НШ-10Е левого вращения и производительностью 14 л/мин.,
  • Гидроцилиндр двухстороннего действия с диаметром поршня 90 мм с ходом от среднего положения 19,5мм,
  • Распределитель однозолотниковый следящего типа – размещённый на одной оси с червяком рулевого механизма, с рабочим ходом от нейтрального положения до полного перекрытия 6 мм.
  • Давление в системе ограничивается предохранительным клапаном в пределах 75 -80 кгс/смᶾ

Трансмиссия

Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.

Муфта сцепления

Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.

Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.

Выдаваемая скорость трактором км./ч

Задняя пониженнаяЗадняя повышенная

Задний мост

Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.

  • Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
  • Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.

Тормоза

Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.

Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:

  • синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
  • независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля

Смена режимов осуществляется переключением положения кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.

Передний мост МТЗ 52

Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.

Ходовая часть

Трактора МТЗ 52(50) имеют жёсткую подвеску задней части и подрессоренную спереди на колёсах с пневматическими шинами низкого давления. Передняя балка МТЗ 50 выполнена в виде литой трубчатой детали телескопического типа с клеммовым зажимом, смонтирована, как и балка ПВМ МТЗ 52 через соединительный шарнирный палец в проушины литого переднего бруса полурамы, с возможностью поперечного качения движению до 10˚.

Характеристики шин

Для повышения ходовых качеств трактор может оснащаться полугусеничным ходом для работ на грунтах с повышенной влажностью. Резино-металлические гусеницы устанавливаются на задние и дополнительные натяжные колёса.

Отличия МТЗ 80 от МТЗ 50

Кроме комплектации трактора МТЗ 80 боле мощным силовым агрегатом Д-240 в место Д -50 на МТЗ 50, отличий в облицовке машины и усовершенствованной эргономики трактор имеет некоторые конструктивные отличия в трансмиссии, в механизмах тормоза и привода независимого ВОМ.

  1. В конструкции промежуточной части трансмиссии в едином корпусе сцепления МТЗ 80 установлен понижающий редуктор обеспечивающий удваивание скоростей до 18 передач вперёд и 4х — движения задним ходом. В МТЗ 50 этого редуктора нет. Также отсутствует редуктор для обеспечения двух скоростей вращения независимого ВОМ.
  2. Принципиально отличается механизм блокировки заднего моста. В МТЗ 80 применена гидравлическая система автоматического блокирования, взаимодействующая через гидродатчик в рулевой колонке ГУР с фрикционным тормозом на корпусе заднего моста. При срабатывании датчика давление масла подаётся в диафрагменную камеру дискового тормоза блокировки. Своим торможением блокирование осуществляется через вал, взаимодействующий непосредственно с диффиренциалом. В МТЗ 50 блокировка осуществляется механическим включением кулачковой муфты, установленной непосредственно на внутреннем конце полуосей заднего моста трактора. При нажатии на педаль управления блокировки кулачковая муфта своим шлицевым вхождением соединяет две полуоси в одно целое, таким образом, блокируя распределение крутящего момента, созданное дифференциалом моста.
  3. В конструкции тормозов МТЗ 50 отсутствует барабан стояночного тормоза. Блокирование осуществляется так называемым — «горным тормозом». Включение осуществляется тягой управления защёлкой, которая фиксирует сблокированные педали левого и правого тормоза в выжатом положении.
  4. На тракторе МТЗ 50 отсутствует пневмосистема, а также возможность её монтажа в виду не предусмотренного конструкцией дизеля Д-50 места для привода компрессора. При необходимости установки возможно переоборудовать дизель дополнительной установкой передней плиты Д-24о с местом для привода пневмоузла.

Не смотря на перечисленные отличия, как упоминалось выше, трактор МТЗ 50 имеет высокий процент взаимозаменяемости узлов и деталей с МТЗ 80, что даёт возможность модернизировать трактор повышая его эксплуатационные качества.

Трактор МТЗ 52 технические характеристики

МТЗ 52 – колесный трактор, выпускавшийся на Минском трактором заводе с 1962 по 1985 год. Машина относится к семейству популярных тракторов «Беларус», и является усовершенствованной версией трактора МТЗ-50. По сути, единственным отличием рассматриваемого трактора является привод – модель МТЗ 52 оснащается полным приводом, что позволило существенно улучшить геометрическую проходимость. В связи с этим неудивительно, почему МТЗ-52 пользовался высоким спросом в сельском хозяйстве, а также в труднодоступных условиях – там, где не способен проехать ни один легковой внедорожник. Рассматриваемая модель получилась весьма удачной. Она обладает поддержкой большого списка навесных опций, и рассчитана на широкий спектр задач. В этой статье рассмотрим ее достоинства, а также возможности и характеристики трактора МТЗ-52.

Навигация по статье

Описание и назначение

МТЗ-52 – производительный полноприводный трактор легкого класса, выпущенный тиражом 200 тысяч штук. На сегодняшний день трактор считается технически устаревшим, но этот факт не означает того, что машина совсем не востребована и непригодна для эксплуатации. Скорее наоборот, МТЗ-52 является образцом простоты и ремонтопригодности. Эту машину можно обслуживать даже в полевых условия, что является неоспоримым плюсом на фоне более современных машин. Данный трактор и сейчас востребован в сельскохозяйственных операциях, таких как культивация, окучивание, боронование, вспахивание, рыхление, посев и сбор урожая. Кроме того, тяговых способностей машины хватает с запасом и для промышленных работ, а также дорожно-монтажных задач. Например, в коммунальном хозяйстве этот трактор хорошо себя зарекомендовал в роли спецтехники для выкапывания и замены канализационных и сточных труб. В городском хозяйстве машину можно использовать для уборки и расчистки территорий – тротуаров и проезжей части от снега или мусора. Как видим, возможности трактора МТЗ-52 – неограниченны, во многом благодаря полному приводу, хорошим тяговым способностям и поддержке самых распространенных навесных орудий.

Технические характеристики МТЗ 52

  • Разработчик – Минский тракторный завод
  • Тип двигателя – Д-50Л/Д-50М
  • Мощность – 55 лошадиных сил
  • Тяговая категория – 1,4 тс
  • Обороты двигателя – 1700 об/мин
  • Транспортная скорость – 22 км/час
  • Расход топлива – 8 литров в час
  • Емкость топливного бака – 130 литров
  • Размеры трактора, мм: Длина – 3930, Ширина – 1970, Высота – 2470
  • Клиренс – 465 мм
  • Масса трактора – 2990 кг.

Особенности устройства и эксплуатации

  1. Машина базируется на рамной конструкции, которая признана долговечной. Передняя полурама стала основной для размещения компактной силовой установки, а также полужесткой подвески переднего моста. Задний мост, в свою очередь, является важным компонентом рамной конструкции, ведь на нем установлена кабина. Обратим внимание, что задние колеса можно регулировать по ширине колеи, чтобы снизить давление на грунт и тем самым улучшить проходимость. Чтобы упростить замену задних колес, их закрепили к шасси на клеммных соединениях. Что касается силовой в части, за производительность отвечает дизельный четырехтактный мотор Д-50, используемый в модели МТЗ-50. Это простой и неприхотливый мотор объемом 4,7 литра. Он имеет воздушное охлаждение, а также электрический стартер и предпусковой подогреватель. Эти компоненты сделали мотор более выносливым и устойчивым к экстремально высоким или низким температурам. Силовая отдача двигателя составляет 55 лошадиных сил. Не смотря на невысокую мощность, разработчикам удалось добиться хороших тяговых характеристик, что позволило расширить возможности компактного трактора. Кроме того, двигатель имеет полураздельную камеру сгорания, а расход топлива составляет 8 литров в час. Это хороший результат, особенно если учесть, что вместимость топливного бака составляет 130 литров. По меркам того времени такие показатели считались очень достойными, и были на уровне зарубежных аналогов. Трактор МТЗ-52 относится к тяговой категории 1.4.
  2. В качестве трансмиссии выступает механическая коробка передач, которая состоит из заднего дифференциала, муфтой сцепления и тормозным механизмом. Сама коробка – девятиступенчатая, с двумя рабочими диапазонами. Кроме того, трансмиссия дополнена редуктором и ходоуменьшителем. У трактора всего девять передних и два задних режима движения. Такая компоновка обеспечила плавность хода, и позволяет в полной мере раскрыть потенциал силовой установки – благодаря хорошо настроенным передаточным числам, а также большому числу передач. При переходах на пониженные и повышенные скорости исключены запаздывания, рывки и вибрации, что повышает комфорт и удобство пользования. Благодаря плавной работе КПП мощностной потенциал двигателя позволяет достигать 25 км/час, что позволяет осуществлять пропашные работы даже на твердом грунте. Кроме того, конструкция КПП включает в себя однодисковое сцепление с сухой муфтой замкнутого типа. Задний дифференциальный мост можно заблокировать с помощью соответствующего рычага, расположенного в кабине под рулевой колонкой. Роль тормозной системы выполняют многодисковые тормозные механизмы, но в виде альтернативы тормозная система может быть раздельной. Для более комфортного управления рулевой механизм получил гидроусилитель руля. Полноприводные возможности трактора, вкупе с блокируемым дифференциалом и большими широкопрофильными колесами, позволяют машине преодолевать любые препятствия, будь то глубокая колея или яма, 30-процентный подъем или раскисший грунт. К тому же, трактор имеет большой дорожный просвет, прочную защиту моторного отсека и минимальные кузовные свесы.
  3. Навесное оборудование в тракторе МТЗ-52 приводится в действие раздельно-агрегатной гидравлической системой, которая включает в себя шестеренчатую насосную станцию НШ-32, а также золотниковый гидрораспределитель с тремя выходами. Такая конструкция благоприятно сказалась на выносливости. К тому же, это значительно расширило возможности машины, не взирая на легкую тяговую категорию. Более того, при необходимости можно установить бульдозерный отвал для уборки снега на городских улицах. А для повышения устойчивости на бездорожье, а также увеличения грузоподъемности (при погрузочно-разгрузочных работах), можно установить боковые утяжелители.
  4. Кабина трактора МТЗ-52 – образец минимализма и эргономических решений. Надо признать, что в салоне этой машины недостаточно комфортно, причем даже по меркам того времени. Кабина имеет одноместную компоновку с ограниченным диапазоном регулировки водительского сиденья и рулевой колонки. Панорамное остекление почти всей кабины существенно повысило обзорность, что стало чуть ли не единственным достоинством. Кроме того, в зимнее время года комфорт и уют в салоне поддерживает автономный отопитель, однако он устанавливался только по заказу. Кабина не имеет шумо- и теплоизоляции, ведь ее установка потребовала бы дополнительных затрат, а для разработчика главной целью было удешевить трактор, но при этом не в ущерб производительности. Что касается вентиляции салона, проветрить кабину можно с помощью боковых отпираемых окон. На стеклах есть резиновые уплотнители, которые, как показывает практика, со временем плохо справляются со своей задачей, и пропускают влагу. И все же, не смотря на многочисленные недостатки, в том числе тесноту и сквозняки в салоне, кабина защищала оператора от дождей, грозы, разлетающихся камней и почвы. К тому же, отметим органы управления, расположенные удобно и эргономично – что называется, под рукой. На передней панели размещены приборы, показывающие текущий расход топлива, температуру, давление в двигателе и другие параметры.
  5. Трактор МТЗ-52 получил разнообразие модификаций, ведь данная машина считалась очень популярной. Главным достоинством на фоне базовой модели МТЗ-50, был, безусловно, полный привод. Самое заметное улучшение трактор МТЗ-52 получил в обновленной модификации МТЗ-62, которая получила производительный силовой агрегат СМД-12 мощностью 65 сил. Такой трактор поставляли за рубеж в больших количествах. Кроме того, не менее популярной считалась версия МТЗ-50, которая предназначалась для работы на хлопковых полях. Что касается других модификаций, которые получили индексы В, К, Р и Н, их массово использовали для работы на крутых склонах, на рисовых полях и виноградниках. Все модификации отличались между собой весом, типом кабины и дорожным клиренсом.
  6. МТЗ-52 – универсальный и неприхотливый трактор, который можно легко ремонтировать своими силами. Именно минимальные затраты на ремонт сделали эту машину очень популярной и востребованной на всем постсоветском пространстве. И это даже не смотря на тот факт, что машина часто ломалась и выходила из строя.

Фото МТЗ 52


Средняя стоимость трактора МТЗ-52 на российском рынке составляет в пределах 3-5 тысяч долларов в зависимости от комплектации и технического состояния.

Обзор характеристик советского трактора Беларусь МТЗ-52 и его модификаций

Минский завод, входящий в число ведущих мировых производителей, выпускает универсальную колесную и гусеничную технику под торговой маркой «Беларусь». Созданное в начале 60-х гг. поколение дизельных колесных тракторов позволило заводу выйти на мировые рынки. Входящая в семейство машина МТЗ-52 стала первым крупносерийным трактором, оснащенным приводом на все колеса.

МТЗ-50

Трактор относится к категории универсальных машин тягового класса 1,4 т. Базовым силовым агрегатом стал 4-цилиндровый, 55 л.с., дизель Д-50, оснащенный системой жидкостного охлаждения. Технические характеристики двигателя обеспечиваются вихрекамерным смесеобразованием. Расход топлива при максимальной мощности составлял 195 г/л.с. за 1 час работы. Для запуска применялся электрический стартер, подключенный к бортовой сети с напряжением 12 В. Малыми партиями выпускались машины с дизелем Д-50Л, оснащенным бензиновым пусковым агрегатом.

В 1961-62 гг. завод выпускал переходную модель трактора МТЗ-50ПЛ, который комплектовался дизелем Д-48Л. Мотор развивал мощность 48 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 16 об/мин. Остальные элементы трансмиссии соответствовали стандарту МТЗ-50. Увеличитель крутящего момента не применялся. Вместо него монтировалась соединительная муфта, оснащенная резиновыми элементами.

Оригинальной модификацией являлся хлопковый трактор МТЗ-50Х. Внешним отличием машины стало использование одиночного переднего колеса, установленного в поворотной вилке. В трансмиссии вместо усилителя крутящего момента устанавливался реверсивный редуктор, позволяющий использовать передачи переднего хода для движения назад.

Силовая передача состояла из 1-дисковой муфты сцепления, увеличителя крутящего момента, механической 9-скоростной коробки передач и заднего моста. Увеличитель момента представляет собой планетарный редуктор, установленный в одном картере со сцеплением. Коробка и мост оснащены отдельными картерами. Задний мост укомплектован механическим блокиратором дифференциала. Включение блокировки выполняется педалью, установленной в кабине оператора. Полуоси дифференциала оборудованы бортовыми передачами, увеличивающими тяговые характеристики трактора.

Схема переключения передач на МТЗ-50 предусматривала предварительное включение редуктора, имеющего прямую и замедленную скорости. Для этого рычаг вводится в правый паз ползуна. После включения редуктора рычаг возвращается в нейтральное положение, а затем вводится в паз ползуна включения передачи. Прямая передача включается только на прямой скорости редуктора.

Максимальная скорость 33 км/час достигается при движении по дорогам с твердым покрытием на высшей передаче.

В коробке установлено 2 вала для привода навесного оборудования. В устройство ВОМ, находящегося на задней части коробки, входит планетарный редуктор. Дли вывода ведущего вала используется полый вторичный вал коробки передач. Кормовой ВОМ предназначен для независимого и синхронного привода оборудования. На крышке редуктора ВОМ устанавливается шкив, который приводится в действие валом. Боковой ВОМ работает от валов коробки передач в зависимом режиме. На редукторе привода ВОМ установлен воздушный компрессор, предназначенный для накачки шин.

Силовая схема трактора состоит из остова, собранного из картеров двигателя, сцепления и коробки передач. Под двигателем расположена короткая полурама, служащая опорой для балансира переднего моста. Передняя часть силового агрегата установлена на шарнирной опоре, закрепленной на фронтальном брусе полурамы.

Мост представляет собой трубчатую балку, оснащенную поворотными цапфами. Цапфы связаны между собой системой поперечных рулевых тяг. Рулевое управление укомплектовано червячным редуктором с гидравлическим усилителем. Для работы усилителя используется отдельный насос, установленный на блоке газораспределительных шестерен двигателя. Передний мост оснащен системой ступенчатой регулировки колеи.

Гидравлика трактора обеспечивает раздельную подачу жидкости к исполнительным узлам. Шестеренный насос оснащен приводом от двигателя через редуктор привода кормового ВОМ. Корпус гидравлических агрегатов совмещен с резервуаром для масла, установлен на картере сцепления.

Вес трактора МТЗ-50 находился в пределах 3430-3660 кг. Для работы с навесным оборудованием применяется гидравлический увеличитель сцепного веса, позволяющий варьировать нагрузку на задние колеса. При включении системы происходит создание подпора в силовом цилиндре задней навески. Одновременно снимается нагрузка с копирующих элементов прицепного оборудования.

Тормозная система трактора включает в себя дисковые тормозные механизмы сухого типа, смонтированные на ведущих шестернях бортовых передач задних колес. В кабине установлены 2 педали для раздельного управления тормозами. Дополнительно устанавливался фиксатор горного тормоза, позволяющий удерживать педали в нажатом положении.

В металлической закрытой кабине размещено основное оборудование для управления трактором и навесной оснасткой. Кабина оснащена откидными стеклами, системой отопления и регулируемым сиденьем для оператора.

МТЗ-52

Трактор МТЗ-52 отличается системой привода на передний мост. Для передачи крутящего момента применяется раздаточный редуктор, установленный на правой стороне картера коробки скоростей. Место установки редуктора симметрично точке монтажа коробки привода бокового ВОМ. Редуктор 1-ступенчатый, оснащен муфтой свободного хода. Включение привода происходит автоматически или принудительно.

Основные отличия машины:

  1. Передний мост оснащен отдельным дифференциалом конического типа. В конструкции применяются фрикционные муфты, которые автоматически блокируют дифференциал при пробуксовке колес.
  2. Между раздаточным редуктором и картером переднего моста установлены 2 карданных вала. На полураме установлена промежуточная опора, удерживающая карданные валы привода переднего моста.
  3. Увеличенный дорожный просвет и бесступенчатая система регулировки колеи.
  4. Органы управления редуктором представляют собой отдельную педаль, расположенную в кабине оператора. Принудительное включение разрешается при скорости до 10 км/ч.

МТЗ-60

Для экспорта с 1965 г. производился вариант МТЗ-60 и 62, внешне не имевший отличия от машин серии «50». Часть машин поставлялась на внутренний рынок. Особенностью конструкции МТЗ-60 стало использование 4-цилиндрового дизельного двигателя СМД-12В, мощностью 70 л.с. На варианте с полным приводом применялся дизель Д-60, 60 л. с. Трансмиссия изменений не претерпела. Характеристики трактора были улучшены благодаря запасу мощности и крутящему моменту.

Достоинства и недостатки

По отзывам владельцев белорусских тракторов серии «50», можно выделить плюсы техники:

  • заявленный ресурс двигателей составляет 5000 моточасов, но при грамотном обслуживании увеличивается на 20-30%;
  • возможность работы с различным навесным оборудованием;
  • доступность узлов для ремонта и обслуживания;
  • возможность применения запчастей от тракторов серии «80».

Владельцы отмечают ряд недостатков:

  • низкое качество уплотнителей дверей кабины;
  • затрудненный запуск двигателя при отрицательной температуре;
  • невысокая эффективность системы вентиляции и отопления;
  • выход из строя двигателей при использовании некачественного топлива;
  • малая мощность двигателя, которая ограничивает применение трактора на тяжелых грунтах;
  • необходимость регулярного обслуживания сцепления;
  • отсутствие оригинальных запасных частей, приводящее к установке дорогостоящих агрегатов от машин серии «80».

Цена и отзывы владельцев

Выпуск тракторов прекратился в 1985 г. Поэтому имеющиеся в продаже экземпляры либо прошли капитальный ремонт, либо находятся в плохом техническом состоянии. Стоимость машин составляет от 80 до 250 тыс. рублей. При покупке следует обращать внимание на состояние узлов и агрегатов, поскольку капитальный ремонт может оказаться дороже самого трактора.

Игорь, Краснодарский край.

В хозяйстве используется машина модели 52 выпуска 1982 г. Применяется для пахоты и сбора урожая. Надежность трактора высокая, вышедшие из строя узлы заменяются аналогичными агрегатами от МТЗ-82. Уже установлен двигатель Д-243 и коробка передач, обеспечивающая 2 частоты вращения ВОМ.

Алексей, Белгородская область.

На тракторе используется двигатель Д-240, корзина сцепления усиленная, прочие узлы трансмиссии остались без изменений. Кабина заменена на аналог от трактора ЮМЗ, который просторнее и герметичнее.

Аналоги

Прямым аналогом является колесная машина ЮМЗ-6, выпускавшаяся в Днепропетровске до 2001 г. Минские трактора МТЗ-80 обладают улучшенными характеристиками и могут использоваться вместо МТЗ-50/52.

Обзор характеристик советского трактора Беларусь МТЗ-52 и его модификаций

Минский завод, входящий в число ведущих мировых производителей, выпускает универсальную колесную и гусеничную технику под торговой маркой «Беларусь». Созданное в начале 60-х гг. поколение дизельных колесных тракторов позволило заводу выйти на мировые рынки. Входящая в семейство машина МТЗ-52 стала первым крупносерийным трактором, оснащенным приводом на все колеса.

МТЗ-50

Трактор относится к категории универсальных машин тягового класса 1,4 т. Базовым силовым агрегатом стал 4-цилиндровый, 55 л.с., дизель Д-50, оснащенный системой жидкостного охлаждения. Технические характеристики двигателя обеспечиваются вихрекамерным смесеобразованием. Расход топлива при максимальной мощности составлял 195 г/л.с. за 1 час работы. Для запуска применялся электрический стартер, подключенный к бортовой сети с напряжением 12 В. Малыми партиями выпускались машины с дизелем Д-50Л, оснащенным бензиновым пусковым агрегатом.

В 1961-62 гг. завод выпускал переходную модель трактора МТЗ-50ПЛ, который комплектовался дизелем Д-48Л. Мотор развивал мощность 48 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 16 об/мин. Остальные элементы трансмиссии соответствовали стандарту МТЗ-50. Увеличитель крутящего момента не применялся. Вместо него монтировалась соединительная муфта, оснащенная резиновыми элементами.

Оригинальной модификацией являлся хлопковый трактор МТЗ-50Х. Внешним отличием машины стало использование одиночного переднего колеса, установленного в поворотной вилке. В трансмиссии вместо усилителя крутящего момента устанавливался реверсивный редуктор, позволяющий использовать передачи переднего хода для движения назад.

Силовая передача состояла из 1-дисковой муфты сцепления, увеличителя крутящего момента, механической 9-скоростной коробки передач и заднего моста. Увеличитель момента представляет собой планетарный редуктор, установленный в одном картере со сцеплением. Коробка и мост оснащены отдельными картерами. Задний мост укомплектован механическим блокиратором дифференциала. Включение блокировки выполняется педалью, установленной в кабине оператора. Полуоси дифференциала оборудованы бортовыми передачами, увеличивающими тяговые характеристики трактора.

Схема переключения передач на МТЗ-50 предусматривала предварительное включение редуктора, имеющего прямую и замедленную скорости. Для этого рычаг вводится в правый паз ползуна. После включения редуктора рычаг возвращается в нейтральное положение, а затем вводится в паз ползуна включения передачи. Прямая передача включается только на прямой скорости редуктора.

Максимальная скорость 33 км/час достигается при движении по дорогам с твердым покрытием на высшей передаче.

В коробке установлено 2 вала для привода навесного оборудования. В устройство ВОМ, находящегося на задней части коробки, входит планетарный редуктор. Дли вывода ведущего вала используется полый вторичный вал коробки передач. Кормовой ВОМ предназначен для независимого и синхронного привода оборудования. На крышке редуктора ВОМ устанавливается шкив, который приводится в действие валом. Боковой ВОМ работает от валов коробки передач в зависимом режиме. На редукторе привода ВОМ установлен воздушный компрессор, предназначенный для накачки шин.

Силовая схема трактора состоит из остова, собранного из картеров двигателя, сцепления и коробки передач. Под двигателем расположена короткая полурама, служащая опорой для балансира переднего моста. Передняя часть силового агрегата установлена на шарнирной опоре, закрепленной на фронтальном брусе полурамы.

Мост представляет собой трубчатую балку, оснащенную поворотными цапфами. Цапфы связаны между собой системой поперечных рулевых тяг. Рулевое управление укомплектовано червячным редуктором с гидравлическим усилителем. Для работы усилителя используется отдельный насос, установленный на блоке газораспределительных шестерен двигателя. Передний мост оснащен системой ступенчатой регулировки колеи.

Гидравлика трактора обеспечивает раздельную подачу жидкости к исполнительным узлам. Шестеренный насос оснащен приводом от двигателя через редуктор привода кормового ВОМ. Корпус гидравлических агрегатов совмещен с резервуаром для масла, установлен на картере сцепления.

Вес трактора МТЗ-50 находился в пределах 3430-3660 кг. Для работы с навесным оборудованием применяется гидравлический увеличитель сцепного веса, позволяющий варьировать нагрузку на задние колеса. При включении системы происходит создание подпора в силовом цилиндре задней навески. Одновременно снимается нагрузка с копирующих элементов прицепного оборудования.

Тормозная система трактора включает в себя дисковые тормозные механизмы сухого типа, смонтированные на ведущих шестернях бортовых передач задних колес. В кабине установлены 2 педали для раздельного управления тормозами. Дополнительно устанавливался фиксатор горного тормоза, позволяющий удерживать педали в нажатом положении.

В металлической закрытой кабине размещено основное оборудование для управления трактором и навесной оснасткой. Кабина оснащена откидными стеклами, системой отопления и регулируемым сиденьем для оператора.

МТЗ-52

Трактор МТЗ-52 отличается системой привода на передний мост. Для передачи крутящего момента применяется раздаточный редуктор, установленный на правой стороне картера коробки скоростей. Место установки редуктора симметрично точке монтажа коробки привода бокового ВОМ. Редуктор 1-ступенчатый, оснащен муфтой свободного хода. Включение привода происходит автоматически или принудительно.

Основные отличия машины:

  1. Передний мост оснащен отдельным дифференциалом конического типа. В конструкции применяются фрикционные муфты, которые автоматически блокируют дифференциал при пробуксовке колес.
  2. Между раздаточным редуктором и картером переднего моста установлены 2 карданных вала. На полураме установлена промежуточная опора, удерживающая карданные валы привода переднего моста.
  3. Увеличенный дорожный просвет и бесступенчатая система регулировки колеи.
  4. Органы управления редуктором представляют собой отдельную педаль, расположенную в кабине оператора. Принудительное включение разрешается при скорости до 10 км/ч.

МТЗ-60

Для экспорта с 1965 г. производился вариант МТЗ-60 и 62, внешне не имевший отличия от машин серии «50». Часть машин поставлялась на внутренний рынок. Особенностью конструкции МТЗ-60 стало использование 4-цилиндрового дизельного двигателя СМД-12В, мощностью 70 л.с. На варианте с полным приводом применялся дизель Д-60, 60 л. с. Трансмиссия изменений не претерпела. Характеристики трактора были улучшены благодаря запасу мощности и крутящему моменту.

Достоинства и недостатки

По отзывам владельцев белорусских тракторов серии «50», можно выделить плюсы техники:

  • заявленный ресурс двигателей составляет 5000 моточасов, но при грамотном обслуживании увеличивается на 20-30%;
  • возможность работы с различным навесным оборудованием;
  • доступность узлов для ремонта и обслуживания;
  • возможность применения запчастей от тракторов серии «80».

Владельцы отмечают ряд недостатков:

  • низкое качество уплотнителей дверей кабины;
  • затрудненный запуск двигателя при отрицательной температуре;
  • невысокая эффективность системы вентиляции и отопления;
  • выход из строя двигателей при использовании некачественного топлива;
  • малая мощность двигателя, которая ограничивает применение трактора на тяжелых грунтах;
  • необходимость регулярного обслуживания сцепления;
  • отсутствие оригинальных запасных частей, приводящее к установке дорогостоящих агрегатов от машин серии «80».

Цена и отзывы владельцев

Выпуск тракторов прекратился в 1985 г. Поэтому имеющиеся в продаже экземпляры либо прошли капитальный ремонт, либо находятся в плохом техническом состоянии. Стоимость машин составляет от 80 до 250 тыс. рублей. При покупке следует обращать внимание на состояние узлов и агрегатов, поскольку капитальный ремонт может оказаться дороже самого трактора.

Игорь, Краснодарский край.

В хозяйстве используется машина модели 52 выпуска 1982 г. Применяется для пахоты и сбора урожая. Надежность трактора высокая, вышедшие из строя узлы заменяются аналогичными агрегатами от МТЗ-82. Уже установлен двигатель Д-243 и коробка передач, обеспечивающая 2 частоты вращения ВОМ.

Алексей, Белгородская область.

На тракторе используется двигатель Д-240, корзина сцепления усиленная, прочие узлы трансмиссии остались без изменений. Кабина заменена на аналог от трактора ЮМЗ, который просторнее и герметичнее.

Аналоги

Прямым аналогом является колесная машина ЮМЗ-6, выпускавшаяся в Днепропетровске до 2001 г. Минские трактора МТЗ-80 обладают улучшенными характеристиками и могут использоваться вместо МТЗ-50/52.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Нева мотоблок минитрактор переломка 4х4
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Назначение шинРазмеры шин ммДавление кгс/см²
Передние колёса МТЗ 50
Передние колёса МТЗ 52
Задние МТЗ 50 и МТЗ 52